Вслед за народным восстанием в Египет вторглись гиксосы - цари-пастухи . Гиксосы представляли собой разноплеменную орду, состоявшую из семитов, хурритов и касситов (народ, вышедший с Иранского нагорья - возможно, индоевропейский, покоривший Старовавилонское царство). Эти племена, контактировавшие с индоевропейцами, заимствовали от них боевые колесницы, что обеспечило военное превосходство над египетскими войсками.
Возможно, среди гиксосов были племена хабиру - предки евреев, именно в это время проникшие в Египет.
На востоке Дельты гиксосы основали свою столицу - Аварис, откуда они управляли своими азиатскими землями. Такая система власти существовала более века.
Остальная часть Египта платила завоевателям дань. В течение 16 века до н.э. фиванские фараоны вели с гиксосами борьбу, которая увенчалась успехом при фараоне 18 династии Яхмосе. Он и считается основателем Нового царства (18 - 20 династии, 1580 - 1085 гг. до н.э.).
История Египта периода Нового царства по своему блеску вполне сопоставима с эпохой Древнего царства. Она оставила нам грандиозные храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре, Абу Симбеле. Типичный храм состоял из трех частей: замкнутый двор, гипостильный зал (лес колонн), святилище. По-прежнему, доминировал заупокойный культ, не знавший себе равного в истории. Но он был не печален (как у вавилонян), а, напротив, радостен. Воскресший бог Осирис давал каждому египтянину надежду на вечную счастливую жизнь.
Власть фараонов чрезвычайно усилилась. (Мы видим изображения их лиц на древнеегипетских сфинксах, с телом льва. Не следует смешивать такого сфинкса с древнегреческой Сфингой - львиное тело, крылья, торс женщины - именно Сфингу, а не сфинкса повстречал Эдип. Вообще, надо отметить смешение человеческих черт со звериными в иконографии египетских богов, что является архаической чертой).
Теперь фараоны располагали постоянной армией и, чтобы прокормить ее, вели захватнические войны. По следам отступающих гиксосов, преемник Яхмоса Тутмос 1 дошел до реки Евфрат в Азии. На юге его войска проникли до третьего нильского порога.
Правда, после смерти Тутмоса в истории военной экспансии Египта наступил перерыв. Произошла серия дворцовых переворотов, в результате которых власть захватила принцесса Хатшепсут. Она представляла жреческую партию, поддержанную партией чиновников. Хатшепсут была то ли сестрой, то ли теткой, то ли женой Тутмоса 3 (выразителя интересов военной партии, которой, таким образом, пришлось сильно потесниться). Фараоны подчас женились на сестрах и, наоборот, их старшая супруга именовалась сестрой царя , что вызывает немалую путаницу среди историков.
Проблема женитьбы на сестрах довольно сложна. Дело в том, что сам по себе брак такого рода несет некоторую (небольшую) опасность появления гемофилии (несвертываемости крови) у потомства. Кроме того, говорят еще и о генетическом вырождении. Однако, правители империи инков (Южная Америка) более столетия практиковали подобные браки и никакого вырождения не наблюдалось. Наоборот, все инкские владыки были энергичными правителями. В потенциале, такая тенденция несла, все же опасность генетического обеднения популяции, что, по-видимому, являлось главной причиной ее запрета в большинстве культур (интересно только, как такая мысль могла прийти в голову людям, не знавшим генетики?). Впрочем, зороастрийская традиция в древней Персии продолжала считать такие браки угодными богу. Для царей же и в других культурах часто делалось исключение (очевидно, дабы их кровь не смешивалось с кровью простых смертных).