1

Египет

>> Главная / История Египта / «Мерно шагая в бессмертие»
A+ R A-


«Мерно шагая в бессмертие»

 «мерно шагая в бессмертие»

О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.

Изощренную процедуру бальзамирования описал еще Геродот, побывавший в Египте в V веке до нашей эры. Первым делом удаляли крюком через ноздри часть мозга, его остаток растворялся специальными составами. После этого из тела извлекали внутренности - легкие, печень, желудок, кишки. Их тоже бальзамировали и помещали в специальные каменные сосуды - «канопы». Брюшная полость очищалась растертыми специями и пальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя по некоторым признакам, засыпали природной содой - натроном, которая вытягивала остатки жидкости.

Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого тело в последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы даже надевали золотые футляры.По рисункам на гробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы - в счет вознаграждения за свои труды.

Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе - судье мертвых и боге загробного мира. Осирис был на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь.

Но прежде чем умерший окончательно обретал способность к вечной жизни, то есть, как писали египтяне, становился «оправданным», он представал перед судом Осириса и произносил так называемую «отрицательную исповедь»:

«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не творил дурного.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною слез.
Я не убивал и не приказывал убивать.
Я не отнимал молока от уст детей...»

Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу. В новое время эти тексты получили широкую известность под названием «Книга мертвых», хотя сами египтяне называли их «Выход в день».

В одном из фрагментов этой книги Анубис, бог бальзамирования с телом человека и головой шакала, ведет усопшего в зал суда, где на троне восседает Осирис. Там же находятся весы. На одну их чашу кладется сердце умершего, а на другую - перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат. Если весы оставались в равновесии, значит, сердце человека «пусто от зла всякого» и ему будет позволено продолжать жизнь в потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала «пожирательница мертвых» - чудовищная химера с крокодильей пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, - и он умирал во второй раз, уже окончательно.

Как представляли себе загробный мир (по-египетски «дат» - «то, что внизу») во времена XVIII-XX династий (1500-1000 годы до нашей эры), показывают росписи на стенах гробниц фараонов в Долине царей. В центре «Амдуат» (собрания магических текстов и рисунков «О том, что в загробном мире») изображена ладья Ра, бога солнца. На исходе дня он в облике старика опускается в Нижний мир, где за двенадцать ночных часов молодеет и на другое утро поднимается вновь на востоке. Ладью, на которой плывет Ра, ведут по подземной реке боги. При этом Ра подвергается великому множеству опасностей, потому что весь Нижний мир кишит змеями, враждебными солнечному богу. Один из них, ужасный змей Апоп, грозит выпить из подземной реки всю воду или поджечь корабль бога. Поэтому каждую ночь помощникам и проводникам Ра приходится вступать в сражение с Апопом, пуская в ход копья, ножи, стрелы и луки.

Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать популярный во времена Нового царства Праздник Долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. А поскольку египтяне не считали смерть событием «окончательным», празднество было веселым. Люди надевали свои лучшие наряды и длинные парики; в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили вино и пиво, ели и вспоминали умершего. Под стук кастаньет танцевали девушки в длинных льняных одеяниях или в одном только узком пояске вокруг бедер. А музыканты играли на арфах и пели о бренности всего земного перед лицом бесконечного бытия:

«Следуй же смело своему сердцу! Давай хлеб неимущему, чтобы осталось твое имя прекрасным навеки! Проводи счастливо день! Подумай о часе, когда тебя поведут в страну, куда боги забирают людей. Там нет никого, кто взял бы с собой свои богатства. И нет возврата оттуда».




Читайте:


История Древнего Египта:

Египет: история и современность

Египет: история и современность

Египет, официальное название страны: Арабская Республика Египет - государство со столицей в городе Каир с площадью тер...

Период Нового царства

Период Нового царства

К периоду Нового царства относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и пирамид в Долине фа...

Символика богов

Символика богов

Мы некомпетентны описать все неисчислимые формы и тончайшие нюансы, которые египетский мистицизм выразил за 3000 лет и...

Кто объединил Египет?

Кто объединил Египет?

На этот вопрос многие ответят сразу: «Менее». Менее (по-египетски Мина), по преданию, был первым царем I династии егип...

    Про отели:

    Отзыв о поездке. Шарм Эль Шейхе, отель Helnan Marina 4
    Отель Гранд Плаза
    Элитные отели - VIP отдых
    Каталог отелей Египта

      Впечатления:

      Древнеегипетский картуш

      Очень интересно рассказывал экскурсовод про картуши. Картуш (само слово францу...

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Древние находки:

      Затруднения со временем

      Затруднения со временем

      Если читатель подкован в археологических делах, он может дать краткий и ясный ответ на все хроноло...

      Приключения незначительного человека

      Приключения незначительного человека

      Однажды весной, около 30 столетий тому назад, один египетский жрец отправился из Фив в долгую и ут...

      Отзывы туристов:

      Мой отдых в Египте

      Мой отдых в Египте

      Немного комментариев - иначе, возможно, будет не совсем все понятно. В Египте мы были всего 7 дней...

      Цитадель. Мавзолей имама. Похищение сабинянки

      Цитадель. Мавзолей имама. Похищение сабинянки

      Наутро завтракаем за шаткими столиками вареными яйцами. Переглядываемся с портье. Обсуждаем ночные...

      Достопримечательности:

      Египет защитит свои достопримечательности авторским правом

      Египет защитит свои достопримечательности авторским правом

      Египетские парламентарии намерены принять закон, закрепляющий авторские права страны на все ее д...

      Остров Элефантина (Elephantine Island)

      Остров Элефантина (Elephantine Island)

      Остров Элефантина (Elephantine Island) на древнеегипетском языке назывался «Абу», что в переводе о...

      Курорты:

      Таба

      Таба

      Этот курорт расположен на Синайском полуострове в 200 километрах от Шарм-эль-Шейха, почти на грани...

      Хургада (Hurgada)

      Хургада (Hurgada)

      (Hurgada) уникальная курортная зона Египта протянулась почти на 40 километров вдоль берега криста...

      Древний Египет:

       «Мерно шагая в бессмертие»

      «Мерно шагая в бессмертие»

      О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И ум...

      Место истории Древнего Египта в мировой истории

      Место истории Древнего Египта в мировой истории

      Самобытная культура Древнего Египта ( Страны Большого Хапи ) с незапамятных времен привлекала к се...