1

Египет

>> Главная / Достопримечательности / Искусство Древнего Египта

A+ R A-


Искусство Древнего Египта

искусство древнего египта

Древний страна Кемет, то есть черная земля - это узкая плодородная долина могучего Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь. На этой земле взошла первая в истории удивительно целостная, неповторимая культура, основным пафосом которой было стремление к вечной жизни.

Не так давно исполнилось 200 лет знаменитой египетской экспедиции Наполеона, которая пробудила интерес ученых к наследию древней цивилизации. Сегодня известны почти все стороны жизни египтян: от хронологии царских династий (http://www.kv5.com/html/index_timeline.html), политической и военной истории до бытовых и религиозно-мифологических представлений. Вся эта информация щедро представлена в Интернете, правда, в основном на английском языке. Из российских местечек нельзя не выделить словарь Мифология Египта (http://ok.zhitinsky.spb.ru/mistika/egypt.htm), содержащий около 300 имен и понятий, а также большое количество иллюстраций к ним.

Искусство египтян подчинялось строгим канонам, лишь незначительно менявшимся на протяжении четырех тысяч лет. В их постройках, рельефах и росписях господствовали симметрия, четкий и ясный ритм, лаконизм форм. Язык их искусства - образно-ассоциативный. Различные и казалось бы несовместимые образы уживались в уме древнего египтянина, создавая целостную идею вещи или понятия. Вот как, например, передавали египтяне понятие неба: это корова на четырех ногах, это женщина, рождающая солнце, это река, по которой плывет в своей ладье великий бог Ра.

Все египтяне надеялись достойно взойти в свой горизонт , то есть обрести после смерти загробную жизнь. Это было возможно, по их представлениям, при сохранности тела умершего, которое бальзамировали, укладывали в саркофаг и поселяли на западном берегу Нила, в стране мертвых. Вокруг погребения фараона - пирамиды - во времена Древнего царства складывался целый архитектурный ансамбль захоронении и заупокойных святилищ (http://ps.theatre.tulane.edu/lester/text/Ancient.World/Egypt/Egypt10.html). От первых сравнительно небольших построек пирамиды выросли до грандиозных сооружений (http://members.aol.com/egypttour/memphis.html; http://ccat.sas.upenn.edu/arth/zoser/zoser.html), наибольшим из которых является великая пирамида Хеопса, или Хуфу (http://touregypt.net/cheops.htm), высотой 146 м. Технология возведения пирамид была высочайшей - шлифованные каменные блоки ничем не скреплялись, а зазор между ними выдерживался не более полмиллиметра. Точный расчет и гигантский труд создали в камне идеальное воплощение созерцательного покоя.

Пышность и роскошь погребений была необычайной - о сокровищах гробниц ходили легенды. В 832 г. Калиф аль Мамун, очарованный сказаниями о несметных богатствах, таящихся в великой пирамиде, снарядил экспедицию. После огромных трудов удалось проникнуть в ее внутренние помещения... Увы, пирамида была пуста. Негодование и досаду исследователей мудрому калифу удалось погасить, лишь подбросив собственные драгоценности. Повторить путь незадачливых кладоискателей может теперь каждый желающий - прекрасные QuickTime-панорамы с описаниями пути следования ожидают нас на сервере NOVA (http://www.pbs.org/wgbh/nova/pyramid/explore).

Почти все захоронения царей грабились еще в античности. Может быть, поэтому фараон Нового царства Тутмос I повелел высечь себе гробницу подальше от глаз и злых помыслов людских, в месте, ныне называемом Долиной царей (www.kv5.com/intro.html), близ древних Фив. 58 скальных гробниц фараонов Нового царства неприметно ютились в глубине скал. Здесь в 1922 году было открыто единственное не тронутое рукой грабителей захоронение фараона Тутанхамона (1325 г. до н. э.), после исследования которого мы наконец получили полное представление о богатстве и роскоши царских погребений (http://www.akhet.freeserve.co.uk/tuttreas.htm). Великолепный саркофаг из желтого кварцита, спрятанный, как матрешка, в четырех раззолоченных футлярах, сам содержал - один в другом - три гроба фараона. Последний из них (он же первый по ценности материала и мастерству работы) был целиком сделан из массивного золота и вмещал мумию Тутанхамона, покрытую множеством драгоценностей. Золотая скульптурная маска, расцвеченная лазуритом и цветным фаянсом, воспроизводила черты лица молодого фараона (http://www.inetsonic.com/kate/tut/index.html) Гробница была заполнена множеством вещей огромной культурной ценности, сделанных из золота, слоновой кости, фаянса, самоцветов и покрытых тонкой росписью. Полноту картины загробного счастья царя дорисовывали окаменевшие от времени жареные гуси, окорока, засохший хлеб и плоды - последние приношения царских поваров.

В период Нового царства мысли египетских зодчих захватывают и новые архитектурные идеи. Монументальный и грандиозный храм честолюбивой царицы Хатшепсут (http://touregypt.net/bahari.htm), выдолбленный из камня на фоне живописных отвесных скал, производит неизгладимое впечатление даже на репродукциях. Величественны храмовые комплексы древних Фив. Северное святилище Амона-Ра, Карнак (http://eyelid.ukonline.co.uk/ancient/karnak1.htm), было основано еще в 2000 г. до н. э., и с тех пор каждый фараон достраивал и перестраивал его. Карнак, крупнейший в древнем Египте храмовый ансамбль - это сокровищница египетского искусства и одновременно огромный архив документов. В храме Луксора (http://eyelid.ukonline.co.uk/ancient/luxor1.htm) окончательно сформировался тип храма Нового царства: от Нила аллея сфинксов ведет к двум монументальным пилонам, вокруг которых расположены мачты с флагами и статуи фараонов, за ними дворы с портиками и колонные залы и в завершение - темные закрытые святилища со статуями богов (http://elaroussi.simplenet.com/index1.htm).

Представление о типичном интерьере храма вы получите, посетив Виртуальный египетский храм (http://www.netins.net/showcase/ankh/index.html). Экскурсия в храм фараона Сети I, посвященный Осирису, ознакомит вас не только с интерьером сооружения, но и с историей его создания, посвятительными надписями на его колоннах и стенах, религиозными церемониями (http://sgwww.epfl.ch/berger/Abydos/english/start.html). Достоин внимания сайт, знакомящий с храмом Рамсеса II, целиком высеченным в скале, который был ориентирован таким образом, что дважды в год (22 февраля и 22 октября) ранние лучи солнца проникали в его святилище (65 метров от входа) и освещали лики богов и фараона (http://www.ccer.theo.uu.nl/abu_simbel/abu_simbel1.html).

Почти все египетские сооружения насыщены колоритными рельефами, росписью и письменами. Изображения на плоскости не столько смотрятся, сколько читаются, подобно географической карте. Предметы изображены так, как если бы на них смотрели дновременно прямо и сбоку. Характерно изображение человека - голова и нижняя часть тела в профиль, плечи и глаз - в фас, одна нога выступает вперед. Реки, дороги, озера изображены как бы увиденными сверху Изображения вместе с плоскими письменами составляют единое целое, гармоничную, почти математически выверенную композицию (http://www.geocities.com/~amenhotep/language/index.html). Это характерно как для каменных рельефов гробниц и храмов, так и для книжной миниатюры, выполненной на папирусе (http://odyssey.lib.duke.edu/papyrus). Египетские иероглифы сами по себе можно рассматривать как произведения искусства. Ознакомиться с ними и даже составить документ, пользуясь древними начертаниями, можно с помощью демонстрационной версии программы WinGlyph (http://www.ccer.ggl.ruu.nl/ccer/ftp.html#ibm).

В скульптуре не последнее место занимали образы божеств. Они часто представлены в виде священных животных (http://www.dia.org/collections/ancient/egypt/egypt.html). Египетская статуя мыслилась ее создателями как замена тела в загробной жизни, поэтому из образов, создаваемых в придворных мастерских, изгонялось все случайное, суетное, второстепенное. Взгляды фигур устремлены вдаль, за горизонт, в мир неземного бытия, как будто они смотрят в глаза самой вечности. Такой принцип был характерен и для огромных статуй типа Большого Сфинкса (http://guardians.net/egypt/sphinx/index.html), и для небольших статуэток (http://www.museum.ru/gmii/exp_2_1.htm). Скульпторы работали по контурам, нанесенным на четыре стороны камня, сглаживая затем грани. Композиция при этом была подчинена форме глыбы камня, олицетворяя застылость, суровость и отвлеченность монументальной идеи (http://www.artchive.com/sculpture/egyptian_sculpture.html). Строгое подчинение египетского искусства традиции и канону лишь однажды было резко нарушено. Фараон-реформатор Эхнатон (XVIII век до н. э.) ввел поклонение единому богу Атону и выстроил новую столицу. Тогда же в искусстве появилось подчеркнутое стремление к живости и правдивости передачи действительности, усилились пластичность и мягкость очертаний (http://www.mcad.edu/AICT/images/ancient/aegypt/512/06.jpg). Этому, так называемому амарнскому, периоду посвящен в Интернете целый круг (Web ring) культурно-исторических сайтов (http://kate.stange.com/egypt/info.htm). Раскопки разрушенной после смерти реформатора столицы позволяют нам удивляться яркой, солнечной живописи, живому, индивидуальному характеру скульптурных изображений фараона и его жены Нефертити (http://www.amarna.com/exhibit).

Рассматривая бесконечную череду сайтов, посвященных искусству Египта, теряешь понятие о времени и пространстве. Музейные коллекции Лувра (http://mistral.culture.fr/louvre/anglais/collec/ae/ae_f.htm), университета в Мемфисе (http://www.memphis.edu/egypt/main.html), Эрмитажа, археологические раскопки Кембриджского университета (http://www.newton.cam.ac.uk/egypt/tt99/index.html), ученический реферат из Переславля (http://u-pereslavl.botik.ru/~terno/report.html), пробная версия CD-ROM'а Египетские сокровища в Европе (http://www.ccer.nl/champollion) и уникальная программка о трубе Тутанхамона (http://www.ccer.theo.uu.nl/ccer/trumpet.html), а также многое другое обнажают перед нами яркую и трагичную судьбу древнейшей культуры. После завоеваний Александра Македонского самобытность египетского искусства постепенно угасает, обогащая одновременно культуру греко-римского мира (IV в. до н. э. - IV в. н. э.) и Византии (IV-VII вв. н. э.). Почти четыре тысячи лет существования великой цивилизации! Конечно, ничто не вечно под луной , но великая культура оставила нам свидетельство тысячелетней надежды на вечную жизнь - свое искусство.




Читайте:


История Древнего Египта:

История Древнего Египта

История Древнего Египта

Историю Древнего Египта принято делить на два периода: додинастический и династический. Если о втором известно хоть чт...

Боги древнего Египта

Боги древнего Египта

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из ...

Глаза в древнем Египте

Глаза в древнем Египте

Всем известно, что в древнем Египте существовало большое количество символов, которым поклонялись египтяне, а также сч...

Пирамиды и сфинксы Египта

Пирамиды и сфинксы Египта

Египет – страна пустынь и пирамид. Египетские пирамиды - сохранившееся чудо света. Они окружены загадками и тайнами, г...

    Про отели:

    Египет: про отель и обслуживание
    Каталог отелей Египта
    Отели Египта
    Отзыв о поездке. Шарм Эль Шейхе, отель Helnan Marina 4

      Впечатления:

      Древнеегипетский картуш

      Очень интересно рассказывал экскурсовод про картуши. Картуш (само слово францу...

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Древние находки:

      Экономическая история

      Экономическая история

      Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царст...

      По следам  грабителей могил

      По следам грабителей могил

      Около 4000 лет назад, спустя всего 500 лет после постройки, была ограблена самая древняя пирамид...

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Куда поехать? В Марса Алам!

      Куда поехать? В Марса Алам!

      Саид Нофаль, советник по туризму Египетского управления по развитию туризма при посольстве АРЕ: ...

      Khan-El-Khalili

      Khan-El-Khalili

      Из путеводителя мы знали, что это - достойное место. Там все, как настоящее. Только для туристов. ...

      Достопримечательности:

      «Фараонова деревня» доктора Рагаба (Dr Ragab's Pharaonic Village)

      «Фараонова деревня» доктора Рагаба (Dr Ragab's Pharaonic Village)

      «Фараонова деревня» доктора Рагаба (Dr Ragab's Pharaonic Village) на острове Якоба в Каире – это т...

      Климат Египта

      Климат Египта

      Египет можно без преувеличения назвать огромным оазисом, расположенным между двумя пустынями. Усло...

      Курорты:

      Порт Саид

      Порт Саид

      Порт-Саид — город, по египетским меркам, совсем юный. Расположенный в 200 км северо-восточнее стол...

      Хургада – тепло круглый год

      Хургада – тепло круглый год

      Хургада – известный туристический центр на побережье Красного моря. Его преимущества вы сможете оц...

      Древний Египет:

      Фараоны хранят тайну

      Фараоны хранят тайну

      Тайна проклятия египетских фараонов , десятилетиями будоражившая умы историков, археологов, медик...

      Великая пирамида

      Великая пирамида

      Великая пирамида, а точнее - весь комплекс: Сфинкс и пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина - событие...