1

Египет

>> Главная / Достопримечательности / Искусство Древнего Египта
A+ R A-


Искусство Древнего Египта

искусство древнего египта

Древний страна Кемет, то есть черная земля - это узкая плодородная долина могучего Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь. На этой земле взошла первая в истории удивительно целостная, неповторимая культура, основным пафосом которой было стремление к вечной жизни.

Не так давно исполнилось 200 лет знаменитой египетской экспедиции Наполеона, которая пробудила интерес ученых к наследию древней цивилизации. Сегодня известны почти все стороны жизни египтян: от хронологии царских династий (http://www.kv5.com/html/index_timeline.html), политической и военной истории до бытовых и религиозно-мифологических представлений. Вся эта информация щедро представлена в Интернете, правда, в основном на английском языке. Из российских местечек нельзя не выделить словарь Мифология Египта (http://ok.zhitinsky.spb.ru/mistika/egypt.htm), содержащий около 300 имен и понятий, а также большое количество иллюстраций к ним.

Искусство египтян подчинялось строгим канонам, лишь незначительно менявшимся на протяжении четырех тысяч лет. В их постройках, рельефах и росписях господствовали симметрия, четкий и ясный ритм, лаконизм форм. Язык их искусства - образно-ассоциативный. Различные и казалось бы несовместимые образы уживались в уме древнего египтянина, создавая целостную идею вещи или понятия. Вот как, например, передавали египтяне понятие неба: это корова на четырех ногах, это женщина, рождающая солнце, это река, по которой плывет в своей ладье великий бог Ра.

Все египтяне надеялись достойно взойти в свой горизонт , то есть обрести после смерти загробную жизнь. Это было возможно, по их представлениям, при сохранности тела умершего, которое бальзамировали, укладывали в саркофаг и поселяли на западном берегу Нила, в стране мертвых. Вокруг погребения фараона - пирамиды - во времена Древнего царства складывался целый архитектурный ансамбль захоронении и заупокойных святилищ (http://ps.theatre.tulane.edu/lester/text/Ancient.World/Egypt/Egypt10.html). От первых сравнительно небольших построек пирамиды выросли до грандиозных сооружений (http://members.aol.com/egypttour/memphis.html; http://ccat.sas.upenn.edu/arth/zoser/zoser.html), наибольшим из которых является великая пирамида Хеопса, или Хуфу (http://touregypt.net/cheops.htm), высотой 146 м. Технология возведения пирамид была высочайшей - шлифованные каменные блоки ничем не скреплялись, а зазор между ними выдерживался не более полмиллиметра. Точный расчет и гигантский труд создали в камне идеальное воплощение созерцательного покоя.

Пышность и роскошь погребений была необычайной - о сокровищах гробниц ходили легенды. В 832 г. Калиф аль Мамун, очарованный сказаниями о несметных богатствах, таящихся в великой пирамиде, снарядил экспедицию. После огромных трудов удалось проникнуть в ее внутренние помещения... Увы, пирамида была пуста. Негодование и досаду исследователей мудрому калифу удалось погасить, лишь подбросив собственные драгоценности. Повторить путь незадачливых кладоискателей может теперь каждый желающий - прекрасные QuickTime-панорамы с описаниями пути следования ожидают нас на сервере NOVA (http://www.pbs.org/wgbh/nova/pyramid/explore).

Почти все захоронения царей грабились еще в античности. Может быть, поэтому фараон Нового царства Тутмос I повелел высечь себе гробницу подальше от глаз и злых помыслов людских, в месте, ныне называемом Долиной царей (www.kv5.com/intro.html), близ древних Фив. 58 скальных гробниц фараонов Нового царства неприметно ютились в глубине скал. Здесь в 1922 году было открыто единственное не тронутое рукой грабителей захоронение фараона Тутанхамона (1325 г. до н. э.), после исследования которого мы наконец получили полное представление о богатстве и роскоши царских погребений (http://www.akhet.freeserve.co.uk/tuttreas.htm). Великолепный саркофаг из желтого кварцита, спрятанный, как матрешка, в четырех раззолоченных футлярах, сам содержал - один в другом - три гроба фараона. Последний из них (он же первый по ценности материала и мастерству работы) был целиком сделан из массивного золота и вмещал мумию Тутанхамона, покрытую множеством драгоценностей. Золотая скульптурная маска, расцвеченная лазуритом и цветным фаянсом, воспроизводила черты лица молодого фараона (http://www.inetsonic.com/kate/tut/index.html) Гробница была заполнена множеством вещей огромной культурной ценности, сделанных из золота, слоновой кости, фаянса, самоцветов и покрытых тонкой росписью. Полноту картины загробного счастья царя дорисовывали окаменевшие от времени жареные гуси, окорока, засохший хлеб и плоды - последние приношения царских поваров.

В период Нового царства мысли египетских зодчих захватывают и новые архитектурные идеи. Монументальный и грандиозный храм честолюбивой царицы Хатшепсут (http://touregypt.net/bahari.htm), выдолбленный из камня на фоне живописных отвесных скал, производит неизгладимое впечатление даже на репродукциях. Величественны храмовые комплексы древних Фив. Северное святилище Амона-Ра, Карнак (http://eyelid.ukonline.co.uk/ancient/karnak1.htm), было основано еще в 2000 г. до н. э., и с тех пор каждый фараон достраивал и перестраивал его. Карнак, крупнейший в древнем Египте храмовый ансамбль - это сокровищница египетского искусства и одновременно огромный архив документов. В храме Луксора (http://eyelid.ukonline.co.uk/ancient/luxor1.htm) окончательно сформировался тип храма Нового царства: от Нила аллея сфинксов ведет к двум монументальным пилонам, вокруг которых расположены мачты с флагами и статуи фараонов, за ними дворы с портиками и колонные залы и в завершение - темные закрытые святилища со статуями богов (http://elaroussi.simplenet.com/index1.htm).

Представление о типичном интерьере храма вы получите, посетив Виртуальный египетский храм (http://www.netins.net/showcase/ankh/index.html). Экскурсия в храм фараона Сети I, посвященный Осирису, ознакомит вас не только с интерьером сооружения, но и с историей его создания, посвятительными надписями на его колоннах и стенах, религиозными церемониями (http://sgwww.epfl.ch/berger/Abydos/english/start.html). Достоин внимания сайт, знакомящий с храмом Рамсеса II, целиком высеченным в скале, который был ориентирован таким образом, что дважды в год (22 февраля и 22 октября) ранние лучи солнца проникали в его святилище (65 метров от входа) и освещали лики богов и фараона (http://www.ccer.theo.uu.nl/abu_simbel/abu_simbel1.html).

Почти все египетские сооружения насыщены колоритными рельефами, росписью и письменами. Изображения на плоскости не столько смотрятся, сколько читаются, подобно географической карте. Предметы изображены так, как если бы на них смотрели дновременно прямо и сбоку. Характерно изображение человека - голова и нижняя часть тела в профиль, плечи и глаз - в фас, одна нога выступает вперед. Реки, дороги, озера изображены как бы увиденными сверху Изображения вместе с плоскими письменами составляют единое целое, гармоничную, почти математически выверенную композицию (http://www.geocities.com/~amenhotep/language/index.html). Это характерно как для каменных рельефов гробниц и храмов, так и для книжной миниатюры, выполненной на папирусе (http://odyssey.lib.duke.edu/papyrus). Египетские иероглифы сами по себе можно рассматривать как произведения искусства. Ознакомиться с ними и даже составить документ, пользуясь древними начертаниями, можно с помощью демонстрационной версии программы WinGlyph (http://www.ccer.ggl.ruu.nl/ccer/ftp.html#ibm).

В скульптуре не последнее место занимали образы божеств. Они часто представлены в виде священных животных (http://www.dia.org/collections/ancient/egypt/egypt.html). Египетская статуя мыслилась ее создателями как замена тела в загробной жизни, поэтому из образов, создаваемых в придворных мастерских, изгонялось все случайное, суетное, второстепенное. Взгляды фигур устремлены вдаль, за горизонт, в мир неземного бытия, как будто они смотрят в глаза самой вечности. Такой принцип был характерен и для огромных статуй типа Большого Сфинкса (http://guardians.net/egypt/sphinx/index.html), и для небольших статуэток (http://www.museum.ru/gmii/exp_2_1.htm). Скульпторы работали по контурам, нанесенным на четыре стороны камня, сглаживая затем грани. Композиция при этом была подчинена форме глыбы камня, олицетворяя застылость, суровость и отвлеченность монументальной идеи (http://www.artchive.com/sculpture/egyptian_sculpture.html). Строгое подчинение египетского искусства традиции и канону лишь однажды было резко нарушено. Фараон-реформатор Эхнатон (XVIII век до н. э.) ввел поклонение единому богу Атону и выстроил новую столицу. Тогда же в искусстве появилось подчеркнутое стремление к живости и правдивости передачи действительности, усилились пластичность и мягкость очертаний (http://www.mcad.edu/AICT/images/ancient/aegypt/512/06.jpg). Этому, так называемому амарнскому, периоду посвящен в Интернете целый круг (Web ring) культурно-исторических сайтов (http://kate.stange.com/egypt/info.htm). Раскопки разрушенной после смерти реформатора столицы позволяют нам удивляться яркой, солнечной живописи, живому, индивидуальному характеру скульптурных изображений фараона и его жены Нефертити (http://www.amarna.com/exhibit).

Рассматривая бесконечную череду сайтов, посвященных искусству Египта, теряешь понятие о времени и пространстве. Музейные коллекции Лувра (http://mistral.culture.fr/louvre/anglais/collec/ae/ae_f.htm), университета в Мемфисе (http://www.memphis.edu/egypt/main.html), Эрмитажа, археологические раскопки Кембриджского университета (http://www.newton.cam.ac.uk/egypt/tt99/index.html), ученический реферат из Переславля (http://u-pereslavl.botik.ru/~terno/report.html), пробная версия CD-ROM'а Египетские сокровища в Европе (http://www.ccer.nl/champollion) и уникальная программка о трубе Тутанхамона (http://www.ccer.theo.uu.nl/ccer/trumpet.html), а также многое другое обнажают перед нами яркую и трагичную судьбу древнейшей культуры. После завоеваний Александра Македонского самобытность египетского искусства постепенно угасает, обогащая одновременно культуру греко-римского мира (IV в. до н. э. - IV в. н. э.) и Византии (IV-VII вв. н. э.). Почти четыре тысячи лет существования великой цивилизации! Конечно, ничто не вечно под луной , но великая культура оставила нам свидетельство тысячелетней надежды на вечную жизнь - свое искусство.




Читайте:


История Древнего Египта:

Египет

Египет

Арабский Египет располагается сразу на двух континентах: одна его часть находится в Северной Африке, а другая – на Син...

Астрономические знания Египта

Астрономические знания Египта

Вот далекие области неба этого во тьме кромешной... Границы его южные, северные, западные и восточные неведомы

История Египта

История Египта

В эпоху неолита кардинальное изменение климата привело к засухе и иссушению саванн, заставило племена спуститься в пой...

Египет, знакомый и незнакомый

Египет, знакомый и незнакомый

Говоря о египетских пирамидах, невозможно обойти вниманием историю этой далекой жаркой страны. Путешествие в глубины п...

    Про отели:

    Лучшие отели Египта на побережье Красного моря
    Отели Египта и правила поведения
    Отели Египта
    Отзыв о поездке. Шарм Эль Шейхе, отель Helnan Marina 4

      Впечатления:

      Древнеегипетский картуш

      Очень интересно рассказывал экскурсовод про картуши. Картуш (само слово францу...

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Древние находки:

      Фараон Менкаура и Маат

      Фараон Менкаура и Маат

      Во времена царствования Хуфу и Хафра страна претерпевала великие бедствия. Все храмы были закры...

      Распиливание храмов

      Распиливание храмов

      С помощью бульдозеров и пневматических инструментов были убраны сотни тонн скальной породы над хра...

      Отзывы туристов:

      Новая старая столица

      Новая старая столица

      Увидев экс-столицу Египта, не могу отказать себе в удовольствии посетить ее преемницу. Если хотите...

      Белое солнце пустыни и синее Красное море

      Белое солнце пустыни и синее Красное море

      Самое красивое в Египте - сие море. Самолет минут пятнадцать летит над ним и те, кто именно сидит ...

      Достопримечательности:

      Достопримечательности Каира

      Достопримечательности Каира

      за пределами города имеется множество других древних надгробий и пирамид – до них труднее добратьс...

      Рынок Хан а

      Рынок Хан а

      Это один из старейших базаров на Ближнем Востоке. Он основан в XIV веке на месте первого каирского...

      Курорты:

      Уникальная Хургада

      Уникальная Хургада

      Признанный туристический центр на побережье Красного моря город Хургада расположен в 500 километра...

      Каир

      Каир

      Каир по праву считают столицей мусульманского мира. Древние памятники и средневековые обычаи сосед...

      Древний Египет:

      Наследие Древнего Египта

      Наследие Древнего Египта

      Заключительной стадией Кампании явилось спасение расположенных на острове Филэ святилищ, которым у...

      Сокровища Долины царей

      Сокровища Долины царей

      К открытию выставки искусства Древнего Египта Cпецрейс двух самолетов <АН-12>, следующих ...