Вот далекие области неба этого во тьме кромешной... Границы его южные, северные, западные и восточные неведомы... Не восходит Душа Солнечная там, ибо места эти богам неизвестны. Нет зла там... Мир загробный это - Дуат, как и любое место, где тень неба и тень земли... - этими словами начинается один из известнейших древнеегипетских астрономических памятников - Книга Бенен, Книга Описания Движения Звезд , иероглифический текст и рельефные иллюстрации к которой покрывают потолок Осирийона - подземного помещения, посвященного культу бога Осириса и обожествленного царя Сети I (XIII в. до н. э.), храмового комплекса в Абидосе.
О колоссальных астрономических знаниях древних египтян сегодня, спустя тысячелетия, мы можем судить по разрозненным иероглифическим текстам, выписанным рукой писца на папирусе или известняковом остраконе. На астрономических потолках заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н. э.) и Рамессеума - поминального комплекса Рамсеса II в Фивах (XIII в. до н. э.) застыли, вырезанные в камне, образы небесных божеств и духов, созвездий и планет, почитающих их душ человеческих.
Знаменитыми зодиаками, ставшими символами слияния египетской, греческой и вавилонской астро-номической мысли, славятся жемчужины египетско-го зодчества эпохи Птолемеев - храмы Хатхор в Дендере, Хора в Эдфу, Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе.
Огромные карты ночного звездного неба выписаны на потолках погребальных камер гробниц фараонов эпохи Нового царства в Долине царей в Фивах. Вознесенное богом воздуха Шу, склоненное над землей-Гебом лазуритовое тело богини неба Нут, матери всех планет и созвездий, покрыто мириадами ее золотых бессмертных детей, плывущих на своих ладьях по безграничным водам Вселенной.
Небо - это и богиня Нут, и покоящийся на божественных опорах предвечный океан Нун, из вод которого появилось солнечное божество-творец, и, наконец, великая небесная корова, выносящая на своих рогах из космической тьмы солнечный диск. Ежедневно по телу небесной богини странствует в золотой ладье Манеджет бог Солнца Ра; с востока на запад неумолимо несут его небесные воды ко рту Нут, через который он попадает в Дуат - загробный мир. Это через рот Нут величество этого бога проходит в Дуат. Затем продвигается он вперед, проходя по небу. С ним звезды эти входят и с ним проходят вперед, спеша к местам своим... Это в первый час вечера величество этого бога [Ра] входит [в Дуат]. Он становится торжествующим, он становится великолепным в руках отца своего, Осириса. Чист он там. Величество этого бога воссело в жизни в Дуате на втором часу начала ночи. Величество этого бога приказывает западным (т. е. обитающим в Дуате. - B. C.), и он исполняет задуманное в Дуате. Величество этого бога продвигается к земле, вновь и вновь приходя в существование в Верхнем Египте. Сила его велика, подобно [тому, как было] в первый момент его появления. Он приходит в существование как великий бог в [городе] Бехдете. По границам вод небесных, по рукам Нут проходит величество этого бога. Он входит в нее ночью, в час середины ночи, и он идет вперед во тьме; все эти звезды с ним , - гласит текст папируса Карлсберг I - справочника и сборника комментариев к изображенным на потолках гробниц и храмов небесным картам. В 13 разделах этого древнейшего обобщающего труда по астрономии, объясняющего основные закономерности Вселенной, рассказывается о Нут, о восходе и движении солнца, о наступлении ночи, о восходе звезд, о пределах бескрайнего пространства.
На ночной ладье Месектет, сотворенной богинями из черного дерева, Солнечная Душа совершает извечное плавание по потусторонним водам, освещая Дуат и неизменно побеждая змея Апопа - олицетворение вселенского зла. В шестом часу, апогее событий ночи, Ра - Солнечная Душа ( завтра ) и Осирис - Великое Тело ( вчера ), подобно тому, как это было в изначальный момент сотворения Вселенной, сливаются в единое предвечное божество в присутствии миллионов духов и человеческих Ба - душ в виде птиц с человеческими головами, Эти птицы с головой человека и телом птицы. Говорит одна из них другой человеческим языком. Теперь, после того как пришли они поесть травы и покормиться в Египте, они садятся под яркостью неба и они принимают свою форму птиц... Тьма кромешная, Тростники небес богов (т. е. рай. - B. C.), - вот место, из которого пришли птицы. Они из ее (Нут. - B. C.) северо-западной стороны, издалека, так же как и из ее юго-восточной стороны, которая открывается в Дуат, который на ее севере. Ноги Нут на востоке, ее голова на западе . Появляющийся в шестом часу ночи скарабей Хепри символизирует обновленное Солнце, победоносно плывущее по отдаленным областям Дуата и стремящееся к восточному горизонту земли, дабы осветить живущих , подчиняясь им же установленному вечному вселенскому круговороту нехех, символически изображаемому в виде бесконечного кольца шен.
На смену богу Ра ночью земной горизонт заполняют луна (мужское божество Осирис-Ях), деканы - звезды или созвездия, которые при восходе указывают на наступление нового часа - одного из 12 отрезков ночи, и другие небесные тела-существа. Начало этим звездам в небе... в первом месяце сезона разлива Нила, когда восходит Сепедет (Сириус. - B. C.), - говорит книга Шен Идену. - В первый месяц сезона разлива Нила при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе... Вот, в начале года каждого Ра следует установленному пути звездному. Сказано в книге Бенен: Сириус, 18 звезд позади нее, 18 звезд впереди нее... Вот 29 их, созданий этих, что существуют и творят в небесах, 29 звезд в этой широте небесной. Одна умирает и другая живет в каждые 10 дней... Теперь до тех, что в Дуате, - семь их . С древнейших времен Сириус, небесное воплощение Исиды, госпожи звезд , почитался в Древнем Египте как предвечная звезда, повелевающая остальными звездами - деканами, каждая из которых, подобно Сириусу, становится невидимой в течение 70 дней. На юге Египта, в районе первых порогов Нила, Сириус также считался воплощением львиноголовой богини Хатхор-Сехмет, возвращающейся после долгого странствия в Египет и приносящей с собой благодатный разлив Нила, несущий процветание и защищающий Та Кемет (плодородные черные земли долины реки) от наступления Та Дешрет (красных песков пустыни, подвластной Сетху). Появлению Сириуса на 21 день предшествует выход созвездия Сах (Ориона), царя звезд , небесного воплощения Осириса. Вот, имя твое - Тот-Кто-В-Орионе, Осирис , - гласят Тексты Пирамид - древнейшие египетские религиозные тексты, высеченные на стенах погребальных помещений пирамид царей V и VI династий Древнего царства. На потолках царских гробниц Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках. Он обращен назад, к ладье Сириуса-Исиды, выступающей в высокой короне из двух перьев, и к следующей за ней ладье со звездой Сепед - воплощением бога Хора, сына Осириса и Исиды.
Наиболее подробно астрономические явления описаны в одном из отрывков папируса Карлсберг I, который повествует о жизни звезд и их происхождении от богини Нут: Вот, по границам неба звезды эти шествуют извне ее (Нут. - B. C.) в ночи, когда сияют они и видимы. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом (Ра. - B. C.) они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах. После захода Его Величества (т. е. бога Солнца. - B. C.) на западном горизонте входят они в Нут в месте головы ее на западе. Поедает она их. Геб разгневался на Нут за поедание это. Названо имя ее: Свинья, поедающая своих поросят , потому что она поедала их. Ее отец Шу поднял ее и вознес над собой, сказав: Да оставят Геба в гневе его. Да не дадут ему гневаться на нее, из-за того что поедает она молодь свою. Они должны жить и шествовать вперед от места под ее ногами на востоке каждый день, как дает она жизнь Ра ежедневно . Не называли имя ее Мать богов до рождения их. Не упал ни один из них. Тот же, кто идет к земле, - умирает и входит в Дуат. Останавливается в Доме Геба на 70 дней. Теряет свою нечистоту на земле в 70 дней. Никто не называет имени ослабленного 70 дней. Имя живущего не произносят ослабленному , оставляющему нечистоту на земле... Чисты они, живы они, головы их положены для них на востоке. Происходит так, что один умирает и другой живет каждые десять дней. Это - головы богов. Вот, на востоке празднуют они празднество первое. Голова одного из них помещена на тело другого из числа их... Слезы их падают, становясь рыбами. Начало жизни звезды - в озере. Она выходит из воды, она взлетает ввысь, ввысь из моря, вне другой формы. Вот, жизнь звезд. Они шествуют из Дуата и извлечены на небеса. Геб стал владыкой богов. Геб поборол Нут. Приказал он им, чтобы показали они свои головы на востоке. Во второй раз Геб сказал богам: Приставьте опоры к головам их. Они жили и их головы существовали. Погребения их подобны людским. Правда, в Дуате они . Это то, что делается умершими. Души шествуют в небесах ночью. Пути их - к границам неба днем для тех, кто не восходит в видимости. Когда же видны они живущим, это и в самом деле звезда, совершающая путь свой и сияющая в небе в часы ночные, плывущая по небу великолепно. Значит это, что жизнь ее видна... Вот, это составляет книгу Сеф. Не найдено большего. Полностью она. Это ее конец .
Особым почитанием в Египте пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Так, например, первые упоминания и изображения Себа Реси Эн Пет (Юпитер) встречаются уже на крышке саркофага вельможи Хени XXI в. до н. э. Подобные звездные таблицы должны были сообщать покойному ночное время, с тем чтобы он знал, в каком месте подземного мира он находится в тот или иной момент. Изображения планет в контексте звездных таблиц имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов - Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие - сохранили интересные планетарные тексты и изображения.
Себа Реси Эн Пет - Южная звезда неба (Юпитер) - почиталась как Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба или Хор-Освещающий-Обе-Земли и изображалась в виде человека с головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье.
Себа Иабти Джа Пет - Восточная звезда, пересекающая небо (Сатурн) - именовалась также Хор-Бык-Небес и изображалась так же, как Себа Реси Эй Пет, или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть.
Хор Джесер - Красный Хор (Марс) - имел эпитет Плывущий спиной вперед , изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет - белой короне Верхнего Египта.
Себег, или Сетос Эм Уха Нечер Эм Дуаит - Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках (Меркурий) - считался небесным образом бога Сетха, изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы, в образе стоящего антропоморфного божества.
Себа Джа - Пересекающая звезда (Венера) - представлялась в образе Бену - бессмертного феникса, бога великого, самого себя создавшего... приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса . Зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па Нечер Дуауи - Утренняя звезда . Изображалась Себа Джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса - белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.