Недавно мы с мужем гостили в Лондоне у наших друзей, известных британских палеоантропологов, профессоров Сони и Срболюба Живановичей. Вечерами, сидя у камина, обсуждали разные научные проблемы, волнующие современный мир. Много говорили о филологии и древних языках: в это время мы изучали арамейский язык и сакральные тайнописи. Естественно, зашла речь и о Древнем Египте. Наши друзья поведали о раскопках, которые ведутся сейчас международными археологическими экспедициями на территории современного Египта, в долинах царей и цариц, где хоронили фараонов и их жен. Рассказы были захватывающими, и нам захотелось окунуться в первоисточники по египтологии.
Как известно, Британский музей в Лондоне - их главное хранилище. Поработав в Британском музее, мы поехали в Египет с твердой уверенностью, что нужно писать новую книгу, несмотря на то, что современная литература по Древнему Египту необозрима. В Египте нам повезло: представитель туристической фирмы «Eagle Travel» Адель Мохамади, помогавший нам с гостиницей и транспортом, оказался филологом, получившим образование в Москве и Париже. Его хобби был Древний Египет.
Сейчас, вернувшись в Москву, мы обрабатываем обширный материал, привезенный из Лондона и Египта. Готовим книгу, которая будет называться «Жрецы и фараоны». Отрывок из нее предлагаем читателям «Учительской газеты».
...Аменхотеп IV вступил на трон в последних лучах заходящего солнца славы великих городов-государств Ханаана, Шумера, Аккада, минойцев-критян и микенцев. Тогдашняя письменность была представлена рисунками предметов и животных, окружавших человека. Тайнопись - толкованием рисунков, появляющихся на поверхности верблюжьих лопаток, черепаховых панцирей или просто глиняных дощечек, трескавшихся при нагревании (прототип «невидимых чернил»). Современников Аменхотепа - по отношению к письменам - можно условно поделить на «грамотных», «неграмотных», то есть умеющих или не умеющих читать, и «посвященных», то есть умеющих толковать тайнопись. Жрецы были грамотными и посвященными. Фараоны - грамотными. Ближайшее окружение фараонов представляли неграмотные и грамотные.
Солнце Египта, когда восходил на трон Аменхотеп IV, находилось в зените: в результате завоеваний XVIII династии Египет стал мировой державой, в состав которой входили: на юге - Нубия, на севере - Ханаан, Сирия и часть шумеро-аккадской территории. Великая египетская империя развалилась при Эхнатоне. После него наступил период смуты и военная диктатура полководца Хоремхеба. XVIII династия выродилась. Тутанхамон, неизвестно, чей сын, - Эхнатона или его приближенного Семнехкара и одной из младших дочерей - жен Эхнатона, взошел на трон в 8 лет при регентстве военачальника Хоремхеба, умер загадочной смертью в 17 лет.
Эхнатон - первый правитель в мировой истории, о котором с уверенностью можно сказать, что он поклонялся единому Богу. Больше того, в результате своей религиозной реформы он сделал монотеизм государственной религией, в результате чего Египет должен был стать тоталитарной державой. Таким образом он, видимо, старался удержать завоеванные его предшественниками земли под единым началом. В Древнем Египте было свыше 2000 богов и богинь. Половина из них были боги универсальные, которым поклонялись во всем Египте, а не только в одной или нескольких областях-номах. Все боги так или иначе были порождением или ипостасью главного бога - Солнца Ра. И Атон, и Амон - в сущности разные лица Ра, и сами по себе они, таким образом, не конфликтовали. В особом положении находился бог мертвых Осирис, имея собственную сферу правления - подземное царство. До того, как Аменхотеп IV провозгласил Атона единственным Богом - для всех, этим богом - для всех был Осирис. До Аменхотепа IV отношение к богам, собственно, было не религиозное, а культовое. Для того чтобы отношение к Атону стало религиозным, то есть духовным (Атон в отличие от Ра, Гора - не солнечный диск с лучами, тем более не сокол или жук, а животворящая сущность солнца. Старое название «бог» - Нут предполагало множественные числа; Бог-Атон только в единственном числе), Аменхотеп IV сам написал два гимна в честь Атона, в которых неистово утверждалось, что только Атон - Бог, других богов нет. Любопытно, что Атон до Аменхотепа IV был солнцем заходящим (солнцем Запада); восходящее солнце (солнце Востока) олицетворял навозный жук скарабей. Боги земные и небесные до Аменхотепа IV только присутствовали на земле и на небе и как бы покровительствовали людям. Правил только Осирис.
Основные источники сведений о богах - «Тексты пирамид» - заупокойные ритуалы царей, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид, «тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах, и «Книга мертвых» - опять же сборники заупокойных текстов. В подземном царстве не было каких-то особых богов - там все те же небесные и земные боги. Древнего египтянина готовили (да и сам он готовился) к смерти с рождения: фараон начинал строить пирамиду, как только объявлялся царем. Аменхотеп IV не воевал с Осирисом, просто «забыл» о нем и приказал забыть своим подданным. Он ушел из Фив - столицы Египта, где властвовал Амон, и основал новую столицу Ахетатон - горизонт Атона. В этой столице не было ни слова, сказанного об Осирисе или подземном царстве. Преследуя Амона, вытравив его имя из своего (вместо Аменхотепа фараон стал Эхнатоном), разрушив храмы Амона и сбивая его изображения с каменных стен, вместе с тем этот фараон никак не изображал своего Бога: «подлинного Бога нельзя видеть, он не имеет форм» - это убеждение он пронес через всю жизнь.
Но точно так же, по Эхнатону, нельзя было видеть и смерть, ибо загробной жизни нет. Нужно сказать, древние египтяне имели далеко не отвлеченное представление об уходе из земной жизни. Судя по росписям стен гробниц в Долине царей (Рамсеса IX, Рамсеса VI, Аменофиса II, Рамсеса II, Тутмоса III, Сети I, Тутанхамона и др. фараонов), отражающим тексты «Книги мертвых», «Молитв Солнцу» и «Книги Дуаты», им были хорошо известны и классифицированы феномены жизни после жизни, вновь открытые реаниматологами и психопатологами во второй половине нашего века: черный длинный туннель, этапы движения по нему с огромной скоростью (в ладье, как полагали египтяне) в сопровождении с «уплывающим» его охраняющей тени - огромного черного жука скарабея. Свет в конце туннеля - ослепительно яркое солнце. Им было известно и состояние умирающего, переживающего эти видения, - что-то вроде предэкзаменационного. Экзамен нужно было держать на страшном суде перед лицом самого Осириса, перед которым происходит психостазия - взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной Маат (грешника пожирало и медленно переваривало страшное чудовище Амт - лев с головой крокодила; праведника ожидало оживление для счастливой жизни на полях иару).
Эхнатон обо всем этом «забыл» : ничего не хотел слышать о загробной жизни. Осириса нет в памятниках Телль-эль-Амарны (так называются ныне развалины Ахетатона). Фараон ничего не хотел знать о преисподней и запретил мистические, магические и колдовские ритуалы, то есть всякую деятельность жрецов Амона. Нужно сказать, колдуны, маги и прорицатели Древнего Египта обслуживали одного бога - Осириса, хотя назывались служителями Амона или других богов. Задача этих жрецов была одна - помочь человеку умирать и выдержать суд Осириса. Они помогали умирающему преодолеть все пороги на реке смерти. Целительством египетские маги и колдуны не занимались. Лечили человеческие душевные и телесные недуги другие - жрецы храмов Тота, Сохмета, Исиды и Имхотепа, покровители медицины и здоровья, которые были профессиональными докторами по образованию. Докторам Эхнатона было запрещено упоминать своих богов.