1

Египет

>> Главная / История Египта / Литература Древнего Египта
A+ R A-


Литература Древнего Египта

литература древнего египта

Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э. , к периоду Древнего Царства. Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стал фольклор. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся переработке в более поздние периоды развития египетской литературы. Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Так, например, жанр поучения , один из древнейших, тесно связан с политическими памфлетами, речениями (например, Речения Ипусера ), а вступления к ним иногда напоминают обрамляющую рамку некоторых сказок (например, Поучения Неферти ). В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн ( Приключения Синухета ), в иных случаях и басня близка к сказке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является дифундирование , взаимопроникновение жанров.

Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения; как правило авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста: искусность и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной рамкой несколько сюжетных линий. Подобные элементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в Сказке о потерпевшем кораблекрушение и, прежде всего, в Поучениях Неферти . Этот жанр, получив широкое распространение в эпоху Среднего Царства, развивается на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы прибегают к рефренам, повторению слов, аллитерациям, параллелизму членов (т. е. к выражению одной мысли разными словами: Открываются для тебя врата неба, отверзаются для тебя врата прохлады ). Однако тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к эпохе.

В Поучении Птахотепа , содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что бог возвышает знатного человека , просящему рекомендуется набраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение.

Подобная мысль встречается и в поучениях мудреца Ипувера и Ноферреху. Здесь описывается в иносказательной форме восстание рабов, происшедшее в конце Среднего Царства.

К несколько более раннему времени относится Поучение гераклеопольского царя (Охтоя) своему сыну Мери-ка-Ра , которое содержит советы относительно управления государством в период смутного времени. Охтой утверждает божественное происхождение власти, назначенной добрым пастырем , то есть Богом.

Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, написанные в строго ритмической поэтической форме.

Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, которые входили в различные сборники. Так, еще в Текстах пирамид содержатся гимны Ра, Озирису.

Хети стал автором Гимна Нилу , напоминающего гимны другим богам, так как Нил считался божеством и его почитали под именем Хапи. Но не Хапи, не бог воспевается и прославляется в нем, а именно река, приносящая пищу... творящее прекрасное :

Слава тебе, Хапи!
Ты пришел в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет...
Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе...

Среди гимнов богам представляют наибольший интерес гимны верховному государственному богу Амону и в особенности гимны единому богу солнца Атону, культ которого установил еще Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии Тутанхамона).

Сверкает и блестит на горизонте утром,
Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.
И тает мрак ночной под сенью рук горящих.
Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.
И на ноги встает от сна восставший люд.
Омыв себя водою и взяв свои одежды,
Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.
Во всей земле твоей творят свою работу.
И мирно бродит скот на пастбищах своих.
Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,
И птицы вылетают из гнезд своих ночных.

Довольно близко к религиозным гимнам примыкают и гимны, посвященные фараонам. Этот жанр имеет и историческую ценность. Наиболее характерный в жанровом отношении текст гимна фараону относится к эпохе среднего царства. Это - Гимн Сенусерту III , в котором восхваляется царь - победитель врагов и защитник своих владений. Подобные гимны часто входили в более объемные сборники, такие, как Рассказ Синухета . Сохранилось более 25 списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенах одной гробницы. Основной пафос Истории Синухета тот же, что и в речениях Неферти и наставлениях Аменемхета I, - прославление новой династии. Недаром таким милостивым выведен Сенусерт I. Автор не только очень умело воспользовался формой автобиографии, но и , возможно, впервые, в мировой литературе сумел передать переживания своего героя - страх, тоску по родине. Последний мотив встретится еще ни раз, но ни где он не будет выражен так проникновенно и с такой экспрессией.

Значительного развития этот жанр достигает в эпоху Нового Царства, когда завоевательная политика фараонов находится в зените славы и почета. Своего рода развернутой формой царского гимна является Поэма о битве при Кадеше , в которой поэт в риторической форме описывает победу Рамзеса II над хеттами.

Однако не во всех жанрах центральной фигурой является правитель Египта. Могущественный владыка отходит на второй план в народных песнях, сказках и преданиях.

Один из папирусов содержит древнейшую в мире запись сказки - Сказки о потерпевшем кораблекрушение . Автор умело использует народную фантастику. История создания этой сказки весьма традиционна, так как множество сказок рождались в результате обрастания мифическими сюжетами устных преданий. Уцелевшая часть рамки подтверждает предположение о том, что эта сказка - последняя из несохранившегося цикла. Язык сказки прост и метафоричен. Заканчивается она характерным приемом для подобного жанра - поговоркой, народной мудростью: Не хитри со мной, мой друг. Незачем поить на заре птицу, которую утром зарежут!

Мотивы земледельцев, переплетенные с причудливой сакральной фантастикой, встречаются в сказках более позднего времени. Такова сказка О двух братьях , написанная в эпоху правления династии Рамзесов. Основные мотивы сказки О двух братьях , как то чудесные превращения главного героя, злоба жены, невинность молодости и торжество добродетели, сохранились и в позднейших сказочных сюжетах, в частности, в сказке О красноречивом жителе оазиса .

В ней читателя, возможно, привлекало стилистическое оформление, так как оно похоже на элементы, разработанные в рамках жанра притчи. Интересна и широта диапазона выбора автором героев этой сказки: от крестьянина до фараона. Уже этот момент предполагает историзм, который предельно отчетливо выражен в так называемых исторических сказках, например, в Сказке о фараоне Секененра и гиксосском царе Апопи . В подобных сказках действие группируется вокруг реальных событий и персонажей. Здесь истина причудливо смешивается с вымыслом. Но не только в этом проявляются новшества эпохи Нового царства; действие волшебных сказок все чаще и чаще переносится в другие страны, приобретая чужие мотивы, которые позднее преобразуются в так называемые бродячие сюжеты .

Посредством подобного смешения, существовавшего всегда, но в крайне малой степени, происходит синтез литературных традиций, что способствует появлению раннефилософских мотивов даже в тех же сказках. Такова суть Беседы разочарованного со своей душой . Это - диалог двух начал в человеке, воплощенных в главном герое и в Ба, душе человека. По жанру это произведение граничит с притчей, хотя и предстает перед нами в виде диалога. Главный герой, не сумевший найти себя в мире, видит только один выход - смерть, как избавление от страданий. Смерть вообще часто сопоставляется в подобных текстах, как и в сакральной традиции египтян, с выздоровлением после болезни .

Смерть стоит сегодня предо мною, (Как ощущение человека, желающего снова увидеть свой дом, После того, как он провел долгие годы в плену).

В отчаянии человека проглядывает сомнение в существовании загробного культа, что, в свою очередь, ставит под сомнение всю систему ценностей земного мира для египтянина, оставлявшей надежду на утешение лишь в потустороннем мире: Если ты вспомнишь о погребении, то это горе, проливание слез, огорчение человека, когда его ... бросают на холме. Никогда ты не выйдешь, чтобы увидеть солнце. Те, которые строили из гранита .... увидели свои жертвенники пустыми. Их постигла та же участь, что и усталых, которые умерли на плотах,.... Здесь человек рассматривается в глубинных связях с природой, главная из которых - смерть. Перед ней исчезают социальные различия и вражда.

И композиция, и стиль диалога указывают на авторство одного лица. Свое собственное мировосприятие автора нашло отражение в этом произведении. В нем присутствуют два обязательные элемента религии египтян: жизнь настоящая, воплощенная в образе души и жизнь прошлую, воплощенную в образе человека , находящего утешение лишь в религиозных догмах, ведь смерть сулит вечное блаженство в полях Иалу . Итак, диалог поникнут скепсисом и сомнением по отношению к реальному миру. Построение его (диалога) сложно, так как перемежаются проза и стихи с определенными рефренами в каждом из последних стихотворных отрывков, состоящих из трех строф.

Однако с течением времени политическая мощь Египта ослабевает. В XI веке Египетское государство теряет не только свои владения, но и почти весь свой авторитет в Передней Азии. Эти важные исторические факты отражены в другом произведении о походе, но на этот раз - мирном. Это - Путешествие Уну - Амона , посланного в Сирию, когда в Фивах правил первосвященник Амона Херихор, захвативший впоследствии верховную власть в свои руки. Можно предполагать, что историзм - основная черта этого произведения. В соответствии с этим весь рассказ выдержан в строго реалистической направленности, однако, мастерски облечен в художественную форму. Это произведение, как и многие другие, обладает внутренней ритмикой; авторы всегда стремились создать ритмическое чередование отдельных образов, предложений и, даже, слов. Не редко использовались параллелизмы, о чем уже было сказано ранее.

Большое значение придавалось музыкальному построению произведений. В связи с этим появляются первые приемы оформления поэтической речи: рефрены, анафоры, ассонансы, аллитерации, внутренние рифмы.

Особенно часто использовались сравнения и яркие художественные образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал ...подобно змее в пустыни... , холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так далее.

Особое значение имело стилистическое единство текста. Возможно, стилистика преподавалась писцам в специальных школах, где они разбирали различные тексты с точки зрения стиля.

И именно это позволяет нам утверждать, что древнеегипетская литература достигла высочайшего художественного совершенства. Сами египтяне считали литературу Среднего царства классической - недаром произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейших списков, а язык их служил образцом для подражания...




Читайте:


История Древнего Египта:

Дети и жены Рамзеса

Дети и жены Рамзеса

Невзрачный склеп в Долине Царей скрывал в себе сенсацию: американский археолог Кет Уикс обнаружил фамильный мавзолей ф...

Представления о теле в культурах древности

Представления о теле в культурах древности

Действительно, что может быть элементарнее и дальше от культурного контекста, чем человеческое тело, состоящее из рук,...

Египтяне о справедливости

Египтяне о справедливости

На протяжении всей своей длинной истории, во всех своих действиях Владыки Египта руководствовались законами вселенской...

Объединитель двух земель

Объединитель двух земель

Признаем сразу же: доказательств, что Аменемхет столкнул старого царя за порог вечности, нет. Он был, без сомнения, уз...

    Про отели:

    Отели в Египте
    Египетские отели - особенности проживания и питания
    Отель Гранд Плаза
    Отзыв о поездке. Шарм Эль Шейхе, отель Helnan Marina 4

      Впечатления:

      Древнеегипетский картуш

      Очень интересно рассказывал экскурсовод про картуши. Картуш (само слово францу...

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Древние находки:

      В поисках утраченной цивилизации

      В поисках утраченной цивилизации

      Александрия. Вы идете вдоль Восточного порта по узкой полоске суши, разделяющей море и богатые нек...

      Луксор. Сокровища национальных культур

      Луксор. Сокровища национальных культур

      Перед восходом солнца Нил укутан белесоватым полотном тумана. Лодка бесшумно вспарывала это полотн...

      Отзывы туристов:

      Сокровища страны контрафакта

      Сокровища страны контрафакта

      Это одно из первых туристических направлений, открытых в России, поэтому многие наши сограждане та...

      Египет.Луксор - Хургада

      Египет.Луксор - Хургада

      Прибыв в Луксор, мы разместились в отеле Меридиан. Отель поражал своей шикарностью. Он полностью с...

      Достопримечательности:

      Гробницы Знати (Tombs of the Nobles)

      Гробницы Знати (Tombs of the Nobles)

      В высоких утесах напротив Асуана, чуть севернее Острова Китченера, находятся Гробницы Знати (Tombs...

      Открытие тайных пирамид для туристов

      Открытие тайных пирамид для туристов

      В ближайшем будущем в Египте туристы смогут познакомиться с пирамидами Дахшура - давнего некрополя...

      Курорты:

      Каир – столица Египта

      Каир – столица Египта

      Когда мы слышим – Каир, в голове сама собой начинает прокручиваться кинопленка, и перед внутренним...

      Сома Бей

      Сома Бей

      Рекреационная область Сома Бэй лежит в заливах курортной зоны Абу Макади и расположена в 37 киломе...

      Древний Египет:

      Возвращение фараона. История открытия гробницы Тутанхамона

      Возвращение фараона. История открытия гробницы Тутанхамона

      Даже не особенно внимательному читателю, листавшему 30 ноября 1922 года свежий номер газеты «Таймс...

      Нефертити

      Нефертити

      , одно из имен которой - Нефериеферуатон - означало Прекрасны совершенства солнечного диска , игр...