1

Египет

>> Главная / История Египта / Крестьяне и бедуины

A+ R A-


Крестьяне и бедуины

крестьяне и бедуины

Широкая улица в левобережной части Большого Каира превратилась в двухэтажную, чтобы дать простор стаду автомашин, несущемуся в сторону знаменитых пирамид Гизы. Снова затем став широким проспектом, недалеко от пирамид улица раздваивается - на север через пустыню пошла автострада в Александрию, а мы свернули к югу на дорогу вдоль канала, ведущую в Верхний Египет.

Миновав колоссальную лежащую статую фараона Рамсеса II в Мемфисе, по которой в экстазе ползали американские туристки - последовательницы какой-то мистической секты, мы углубились в лабиринт проселочных дорог. Целью нашей поездки была деревня, расположенная на самой границе пустыни.

- Я покажу тебе, как складываются новые отношения между феллахами и бедуинами, - сказал Лютфи Гомаа. - Я сам участвовал в этом деле - помог моему приятелю, студенту, сыну феллаха, жениться на дочери бедуина, - с гордостью добавил он.

Но по мере того как мы медленно приближались к деревне, его лицо принимало все более озабоченное выражение. Дорогу заполнили возбужденные феллахи с толстыми палками. Толпа их густела. У некоторых в связках сахарного тростника, навьюченных на осликов, я заметил торчащие приклады винтовок.

- Что случилось?

- Эти бедуины, свора разбойников и бродяг, похитили двух братьев Абдель Монейма!

- Как! - воскликнул Лютфи. - Того самого, который женился на девушке из их племени?

- Разве они допустят эту женитьбу? У них нет ни веры, ни религии, - ответил пожилой феллах. - Они не знают ислама и благословения аллаха.

Мы решили объехать деревню и, оставив позади финиковую рощу, покатили по кромке пустыни. За барханом нас остановила группа вооруженных бедуинов в развевающихся на ветру одеждах.

- Вы, чужаки, держитесь отсюда подальше! - сказал не очень дружелюбно один из них, сухой, жилистый, с орлиным носом и редкой бородкой, державшийся с видом вождя.

- А что здесь происходит? - спросил я.

- Сын феллаха решил жениться на дочери бедуина!..

- Ну и что?

Бедуин смерил меня презрительным взглядом:

- Бедуин - араб, благородной крови, а феллах - раб и сын раба. Мы не допустим позора - брака девушки нашего племени с феллахом.

- Но ведь они уже поженились! - не выдержал Лютфи Гомаа.

- Как?! - изумленно переглянулись бедуины.

- Когда мы подъехали к деревне, толпа крестьян в несколько сот человек стояла против небольшой группы вооруженных бедуинов. Перебранка и крики становились все громче. Брось кто-нибудь камень - и могла начаться потасовка.

- Остановитесь! Сюда едут полицейские! - воскликнул Лютфи Гомаа и бросился между противниками. Люди оторопели.

- Лучше решить дело миром! - продолжал он. Ведь молодые уже поженились.

Насчет полиции он выдумал, однако сообщение, что брак, вызвавший столь бурную реакцию, состоялся, охладило страсти.

- А ну, докажи, - сказал один из бедуинов.

Лютфи достал фотографию, на которой был изображен его приятель Абдель Монейм в черном костюме с галстуком и красавица бедуинка в длинном белом платье. Конечно, никто не знал, что молодые взяли свадебные наряды напрокат, многие восхищенно зацокали языками.

Неожиданное вмешательство Лютфи Гомаа позволило в тот же вечер омде - старосте деревни и шейху племени бедуинов сесть за кофе и урегулировать спор. Братьев Абдель Монейма бедуины отпустили, а старики договорились о выкупе за невесту. Он оказался втрое выше обычного. Но феллахи, довольные, что дело не дошло до кровопролития, собрали его всей деревней.

- Долго же будет Абдель Монейм расплачиваться с односельчанами. Хорошо, что его братья уже завербовались на работу в княжество Абу-Даби, помогут, - сказал мой друг.

Редкий и для наших дней брак феллаха с бедуинкой состоялся. Но дело могло и не кончиться миром.

В своем презрении к земледельцам кочевник может сослаться на слова, приписываемые пророку Мохаммеду, когда в доме жителя Медины он увидел лемех плуга: «Эти вещи не входят в дом без того, чтобы вместе с ними не вошло унижение».

Под словом «крестьянин» мы подразумеваем прежде всего земледельца, хотя в более широком смысле скотовод-кочевник тоже крестьянин.

В арабском языке «феллах» только земледелец, кочевник - верблюдовод - «бедуин». Хотя Египет - страна феллахов, нельзя не упомянуть и о кочевниках.

На протяжении истории сложные взаимоотношения вражды и сосуществования, военного грабежа и хозяйственных связей кочевников и оседлых на всем пространстве Северной Африки и Передней Азии были одним из важнейших факторов социально - экономической жизни. Для Египта после нашествия гиксосов - коневодов в XVII веке до нашей эры кочевники, особенно к началу новой эры, ассоциировались с верблюдоводами. С наступлением пустыни на саванну лошадь стала редкостью, предметом роскоши; лишь знать могла позволить себе иметь ее как боевое животное. Главным военно - транспортным животным стал верблюд. Он и оставался таковым вплоть до начала XX века.

Военный потенциал феллахов чаще всего уступал мощи жителей пустыни. Сам тип хозяйственной деятельности превращал кочевника в хорошего воина. Обладание стадами верблюдов позволяло бедуинам собираться быстро и незаметно для противника, наносить удары, а в случае неудачи рассеиваться в недоступную для противника пустыню. Наконец, военно-демократическая организация племен давала готовую и удобную структуру для чисто военной организации, облегчала руководство большими массами людей в походах и сражениях.

Военная, политическая и хозяйственная роль кочевников в современном Египте невелика. Их численность - сто-двести тысяч человек в сорокавосьмимиллионном населении страны - ничтожна. Но такая пропорция сложилась сравнительно недавно. Еще во времена экспедиции Наполеона в конце XVIII столетия бедуинов было триста-четыреста тысяч на два с половиной миллиона населения, что в сочетании с их военной организацией придавало им непропорционально большое влияние в стране. Со времен завоевания Египта арабами кочевники, смешиваясь с египетскими феллахами, способствовали их арабизации, во многих районах воздействовали на формирование этнического типа египтян. Но в целом бракам и ассимиляции препятствовало убеждение «аристократов пустыни» в благородстве своей крови: самый бедный бедуин гнушался отдать дочь замуж даже за очень состоятельного крестьянина.

Боязнь пустыни ассоциируется у многих феллахов с полузабытыми воспоминаниями о набегах кочевников. Противопоставление «оседлый» - «кочевник» было знакомо и в политической практике, и в быту, и в идеологии традиционного общества.

Мирный исход столкновения феллахов и бедуинов, невольным свидетелем которого я стал, был благополучен вдвойне: брак был признан и кровь не пролилась. Если бы кто-нибудь был ранен или - еще хуже, - убит, это означало бы первое звено бесконечной цепочки кровной мести.

Противоречивый, но проницательный египетский литератор и философ Аббас Махмуд аль-Аккад отмечал: «Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения, консерватизма он готов на восстание, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в семье».

Египтяне стремятся к стабильности, предпочитая ее переменам, и выше многих других благ ставят семейный очаг. Мало того, улемы-богословы сходятся во мнении, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед религией и обществом.

Египетская семья, особенно в деревне, представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Во главе ее стоит пожилой мужчина и его жена; и эта группа включает женатых сыновей, их детей, возможно, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, вместе решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы и кровное родство, но и так называемая «асабйя» - «кодекс чести» - социальные связи и обязанности большой семьи. У оседлых «асабйя» охватывает большую семейную группу, называемую в нашей этнографической литературе «патронимией», у кочевников - племя или даже конфедерацию племен.

Сплоченность большой семьи крепко цементирует обязательство кровной мести. На мужчин - членов большой семьи - распространяется как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри ее собирают и средства для того, чтобы откупиться от мстителей, если старики смогли полюбовно урегулировать спор.




Читайте:


История Древнего Египта:

Заупокойный культ

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека суще...

Как делят историю Египта

Как делят историю Египта

Возможно ли представить себе общий ход истории Египта за пять тысяч лет? Сделать это довольно трудно. Ведь перед нами ...

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта

пребывание в сердце подземного мира, где человек встречался с собственной тенью. Демоны тьмы - отражение его недостат...

История происхождения слова Египет

История происхождения слова Египет

Наверное, практически каждый ребенок слышал такие слова как: «египтяне», «Египет», «египетские иероглифы», «древний Ег...

    Про отели:

    Курорты и отели Египта
    Египетские отели - особенности проживания и питания
    Отель Гранд Плаза
    Остались под впечатлением отеля Nelson village

      Впечатления:

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Что посетить в Каире

      Конечно же, Египет прославлен пирамидами. Но пирамиды – это всё ещё не Египет....

      Древние находки:

      Возвращение фараона. История открытия гробницы Тутанхамона

      Возвращение фараона. История открытия гробницы Тутанхамона

      Даже не особенно внимательному читателю, листавшему 30 ноября 1922 года свежий номер газеты «Таймс...

      Мумификация

      Мумификация

      Примерно с 3400 г. до н. э. с помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путеш...

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Что посетить в Каире

      Что посетить в Каире

      Конечно же, Египет прославлен пирамидами. Но пирамиды – это всё ещё не Египет. добро бы поневоле и...

      Долина мертвых

      Долина мертвых

      Здесь наша группа спускалась поочередно в три вырубленные в скалах гробницы. Долина мертвых - это ...

      Достопримечательности:

      Еще одна находка египетских археологов

      Еще одна находка египетских археологов

      Не так давно учеными из Каирского университета была осуществлена очередная археологическая находка...

      Оазис Сива (Siwa Oasis)

      Оазис Сива (Siwa Oasis)

      По этим местам проходил сам Александр Великий, чтобы посетить Оракула бога Амуна. Многие говорят, ...

      Курорты:

      Александрия

      Александрия

      Здесь стоит посмотреть Александрийский порт, мечеть Эль Морис Абу эль Аббас, королевский парк Монт...

      Курорт Макади Бей

      Курорт Макади Бей

      Макади Бей – новая курортная зона, расположенная в тихом заливе на побережье Красного моря, в 30 к...

      Древний Египет:

      Проклятие фараона

      Проклятие фараона

      У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с легендами, которые рождаются в ...

      Загадка Розеттского камня

      Загадка Розеттского камня

      Сентябрь, 27, 1822 г. Жан-Франсуа Шампольон выступил перед членами Французской академии со своим з...