Восприятие Египта в России было окрашено влиянием Ветхого завета. Существовал стереотип тьмы египетской . Причины понятны. Они - в трагических событиях древней истории иудейского народа, отзвук которых проникает в христианский мир. Только успехи египтологии XIX-XX столетий создали новый, позитивный образ страны пирамид . Оказалось, что иконография христианства многое взяла из искусства Египта. Может быть. образы египетской культуры достигали Восточной Европы еще до ее христианизации! Попробуем всмотреться в такой, казалось бы, детально изученный аспект египетской религии, как почитание солнца.
Учение жизни
Культуру Древнего Египта можно сравнить с гимном солнцу. Изображения солнечного диска встречаются в египетском искусстве на всем протяжении его истории. И наверное, самый яркий и чистый аккорд этого гимна - солнечный культ Эхнатона (В последние десятилетия египтологами проделана большая работа по уточнению произношения древнеегипетских имен (например, Эх-не-йот, Йот, Нефр-эт вместо Эхнатон, Атон, Нефертити. и т. д.), однако в популярной статье автор сохраняет их условные формы, которые стали традиционными.). Учением жизни назвал его в надписи в гробнице один из современников этого фараона. В XIV веке до н. э. Эхнатон сделал попытку заменить многобожие религией единого Атона - солнечного бога. Это была первая известная нам попытка введения монотеизма. Эпохе фараона-реформатора посвящены сотни книг. Но все ли ясно в учении фараона-солнцепоклонника?
Культ Атона иногда трактуют как плод свободного творчества Эхнатона, полный разрыв с традицией. Действительно, этот фараон-отступник вызвал оппозицию жрецов прежних богов. Жрецы постарались предать забвению его имя. Но в сохранившихся надписях эпохи Эхнатона рядом с именем Атона встречаются и имена некоторых старых богов, другие традиционные образы. Они позволяют глубже понять учение жизни .
Да слышу (я) голос твои сладостный во Дворе солнечного камня (когда) творишь ты службу отца твоего солнца живого . Это обращение к Эхнатону - верховному жрецу нового культа. Двор солнечного камня - главная святыня храма Атона. Солнечным камнем назывался обелиск - символ первичного холма, на котором родилось солнце, чтобы творить мир. Об этом повествует предание египетского города, который греки звали Гелиополем. Солнечный камень при Эхнатоне обозначали тем же словом, что в гелиопольском мифе: бенбен ( восходящий из хаоса ). А вот воспринимали его сторонники ноной религии, по-видимому, чисто умозрительно. Служба Атону свершалась под открытым небом, в залитом солнцем храмовом дворе, и там не было обелисков, только жертвенники и алтари.
Так, может быть, мифы Гелиополя - источник учения жизни Эхнатона? С Гелиополем его связывали родственники по матери; один из высших жреческих титулов культа Атона - великий видением - гелиопольского происхождения. Солнце там издавна называли Ра , и это имя не отверг Эхнатон. А в начале его правления бытовал еще один гелиопольский образ, очень важный для понимания реформы Эхнатона.
Да живет Ра-Гарахути, ликующий на небосклоне своем, как Шy, который есть Атон . В этих словах из солнечного гимна солнце названо именем Шy, воздушного бога. В гелиопольском мифе Шу был сыном Атума (не Атона!), предвечного бога, который есть Все и Ничто . Атум и Ра отождествлялись, то есть Атум тоже имел солнечную природу (как и Шу, чье имя означает солнце ). Атон - буквально отец (или солнечный диск), а Шу, который есть Атон - это сыновнее солнце; оно являет природу отца, возрождаясь на небе каждое утро. Ту же идею выражает имя Ра-Гарахути; единство солнечного бога-сына Гора и Ра-отца. Сын равноипостасен отцу, то есть единство бога не нарушается, но в монотеистический принцип вносится оттенок творческого динамизма (возрождение солнца подобно творению).
Впоследствии Эхнатон отказался от формулы солнечного богосыновства, заменил Шу определением Ра-отец , восстановив формальную логичность в ущерб глубинному смыслу. Что это - результат изменения его взглядов? Возможно и другое объяснение.
В первые годы правления Эхнатона, до строительства Ахетатона - новой столицы - в надписях главного храма Атона в Фивах очень часто (чаще, чем Эхнатон) упоминается жена царева великая , божественная Нефертити. Именно в эти годы ее изображают совершающей службу Атону без царственного супруга. Это дает основание некоторым ученым считать, что она вдохновила Эхнатона на реформу. Возможно, Нефертити имеет отношение к первоначальному учению об Атоне, которое представляется итогом развития тысячелетних традиций духовной культуры Египта.
Однако в формуле единства Атона и Шу остается неясность. Названы только отец и сын. Логика мифа требует триединства. Божественная двоица отца и сына должна быть дополнена образом богини-матери.
Тайна третьей ипостаси
Надпись в храме матери богов в городе Саисе гласила: Плод, рожденный мною, - солнце . Но лик статуи богини был закрыт. Молчат о солнечном материнстве и тексты эпохи Эхнатона. Возможно, мифы Египта послужат к ним ключом?
Как повествуют предания о ночном путешествии солнечной барки сквозь царство мрака, таинство возрождения солнца свершается в середине ночи. В непостижимых глубинах таится божественное вместилище , источник возобновления творческой энергии ночного солнца. Там оно соединяется со своей телесной оболочкой, что служит залогом рождения солнца на утреннем небосклоне. Это неведомое вместилище называлось святыней Бенбен .
Космогонический камень Венбен связан с образом птицы Вену - Феникс. Вену у древних египтян - творящая душа Ра, его ба , поэтому в святыне Бенбен возрождается энергия солнца. Святыню хранит Изида - великая чарами , вершительница чуда преображения солнца.
Так входит в солнечный миф женский образ. В Гелиополе почитались несколько богинь и их божественных супругов. Они были связаны родственными узами. Изида и Озирис - дети Нут (богини неба) и Геба (бога земли). Нут и Геб происходят от Тефнут и Шу - первой пары богов. Далее миф утрачивает определенность. Тайна рождения Тефнут и Шу от первичного Атума зашифрована. В низовой мифологии Атум создал их в акте самооплодотворения; его называют великий Он-Она . Другие боги-отцы имеют супруг, у Атума же ее заменяет собственная рука. Однако жрецы, посвященные в таинства космогонии, говорили не о руке, а о богине. Божьей Рукой называли и Изиду.
Боги Египта объединялись в триады: Изида, Озирис, Гор, Нут, Геб, Озирис, Тефнут, Шу, Геб. Все они обладают сходными функциями: отец каждой пары является сыном в другой, более ранней триаде; каждая богиня может считаться великой Матерью. А в первой, высочайшей троице младенца Шу окружает в момент рождения дыхание жизни из уст Феникс.
Солнечной матерью, чье имя было сокрыто от непосвященных, оказывается Феникс - великая богиня. Возможно, ее несказуемость и стала причиной забвения ее женственной сути, превращения самого имени Феникс в слово мужского рода. А между тем сопоставление Феникс с Изидой находит прямое подтверждение. В поздних египетских легендах о птице Феникс периодичность ее прилета иногда определяется в 1461 год. Это соответствует Году Бытия - величайшему циклу египетского календаря. Год у египтян состоял из 365 дней. Поправка в 1/4 дня постоянно сдвигала начало Нового года, и только раз в 1461 год новогодний праздник совпадал с утренним восходом Сириуса-Сотис, звезды Изиды. Слеза Изиды падала к истокам Нила и вызывала его разлив: Сотис Великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов .
Солнечная троица в известном смысле является основой всей египетской мифологии, и другие триады богов повторяют первичную схему. Но имеет ли это отношение к системе Эхнатона, хотя бы в ее изначальной, теснее связанной с традицией форме?
Пробудил ты обе земли (т. е. Египет) при восходе твоем в явлении твоем Атона живого . В таком обращении к солнцу есть очень характерный для эпохи Эхнатона образ: Атон живой . Солнце становится им, когда ликует на утреннем небе в момент восхода, своего явления в мир. Тогда реализуется творческая энергия солнца, его способность действовать. Это определение ба , творящей души . Поэтому образ Атон живой справедливо называют солнечным соответствием ба живому . Но ведь ба солнца - Феникс! Замыкается круг солнечной троицы: Атон - отец, Шу - сын и Феникс - мать, сокрытая за словами Атон живой . Ипостаси разделяются в творческом акте, но возвращаются к исходному единству в вечности, неподвластной законам классической логики.