Две божественные четы, созданные Творцом, олицетворяют физическое устройство мира. Это-воздух и свет-огонь, земля и небо. Боги следующего поколения, стоящие ближе к человеку, сами во многом напоминают людей своей борьбой за власть и смертью. Убитый Сетом Осирис с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовав над смертью и став повелителем царства мертвых. Егосын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю - Сета, который хотя и был вечным «нарушителем спокойствия», но в те времена еще не отождествлялся с высшей силой зла и был фигурой неоднозначной. Его божественная ярость настигала с неотвратимостью судьбы, заставляя живых поворачиваться навстречу вечности и помогая Ра и фараону одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете рождались самые различные легенды. Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой власть над Темной и Красной землей, в другой - Сет стал властелином Юга, а Гор - Севера (неразрывно связанных между собой); но чаще всего Гор представал изгоняющим Сета и воцаряющимся над теперь уже навсегда упорядоченным миром.
Все эти идеи и образы служили фундаментом тому обожествлению власти, которым проникнуты история и культура эпохи, вполне обоснованно определяемой историками как эпоха фараонов. Словом «фараон», дошедшим до нас благодаря Библии, называют только царей Древнего Египта. Через фараона утверждается на Земле высший божественный порядок, в нем одном сосредоточены силы, питающие экономическую, общественную и политическую жизнь государства. Сначала как воплощение Гора, потом, во времена великих пирамид, как сын Ра,«истинный бог», он выполнял роль тех богов, чьим преемником и служителем он был. В нем наконец соединились Гор и Сет. Воцарение фараона знаменовало собой новое пришествие Гора, новый восход солнца и зарю новой эры. Он поддерживал маат и обеспечивал безопасность подданных, обращая в бегство варваров и утверждая свою власть по всей долине Нила. Он один имел сверхъестественную силу, которая всегда приносила ему победу на поле брани и делала его мудрым в политике. Только он мог издавать законы и назначать на любую должность. Посвященный во все таинства и обладавший высокой культурой фараон с помощью искусства и религиозных обрядов поддерживал жизнь богов.
Доктрина, обосновывающая законность царской власти, исходила не из права наследования, а из божественного предопределения, богоизбранничества, отражением которого была легенда о рождении фараона от бога (мифозачатии земной женщиной сына божия). Как только на него возлагали корону и над его челом застывала кобра, новый Гор занимал свое место среди других богов. Он уходил в вечность как неземное существо. Его гробница, рав но как и все погребальные церемонии, подчеркивали пропасть, лежавшую между фараоном и всем остальным человечеством. Пример тому - пирамиды Древнего и Нового царств, огромные заупокойные храмы фараонов, высеченные скальные гробницы в Долине царей и«Убежище на миллион лет» Нового царства. Одним из немногих Социальных завоеваний простых людей за всю историю Древнего Египта была отмена погребальных привилегий, имевшая место каждый раз в период распада, когда центральная власть ослабевала. Правда, каждая новая династия, восстанавливавшая единство монархии, изобретала новые разграничения.
Конечно, в Египте не было и зачатков демократии или хотя бы ее теоретического осмысления. У египтян достигла наивысшего развития, став элементом древнеегипетской космогонии, система, по которой вся земная власть отдавалась в одни руки. Не слишком склонные к абстрактным рассуждениям египтяне «до-философского периода» не знали слов, обозначавших такие понятия, как государство и нация, они просто наделяли царственного посланца солнца всеми атрибутами государства. Различные определения, относившиеся к фараону, не распространялись ни на каких других царей; говоря о фараоне, древние египтяне выражали свое сокровенное национальное чувство, хотя в тоже время прекрасно знали, что их повелитель, несмотря на всю свою божественность, не лишен физических и духовных слабостей, присущих роду человеческому. Жрецы и писцы, воспитывая в народе дух верноподданничества, в конце концов признали монархическую власть вселенской, что позволяло легче мириться с иноземными государями как с представителями некоей всемирной империи. Так принял Египет древнеперсидских царей Кембиза и Дария, Александра Македонского и римского императора Августа.
Это монолитное общество, воспевавшее в своих гимнах единство творения и тайну творца, было в тоже время крайне политеистическим и фанатичным в своем идолопоклонстве. Египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными местными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие его единственным в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благоденствие. В тоже время все эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становился хранителем их культов.