При этой династии все шире стала применяться каменная облицовка кирпичных погребальных сооружений и впервые нашли употребление шлифованные каменные плиты. Венцом технического прогресса стало создание в начале правления III династии при царе Джосере (ок. 2649 до н.э.) в Саккара, части некрополя древнего города Мемфиса, первого монументального каменного сооружения -ступенчатой Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их значение и смысл. Даже древние греки, стоящие по времени гораздо ближе к египтянам, считали пирамиды Гизы всего лишь нелепой и гнетущей демонстрацией царского тщеславия. Как бы то ни было, эти памятники воскрешают для нас былое величие, а тягостное впечатление проходит, когда начинаешь воспринимать их как свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий - столь странного и в то же время столь близкого нам.
То, что не вмещается в рамки человеческой жизни, нельзя мерить обычной меркой. Быть может, несколько разных образов, несколько священных толкований, взятых в совокупности, помогут нам понять одни и те же процессы и явления. Не проницаемое и непостижимое небо - это и океан, и крыша, и корова, и женское тело. Причем любой традиционный образ вполне оправдан, несмотря на все их кажущееся несходство, и каждый из них дает ключ к постижению, приобщению к миру богов.
Различие подходов часто находит свое выражение в дуализме мышления, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, к оторые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни. Верхнего и Нижнего Египта.
Кроме того, не следует путать язык, письменность и образы с традиционной символикой. Между предметом и его определением есть взаимосвязь. Таким образом, слова воплощают предметы и явления - отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, - а речь упорядочивает их. Это два принципа «магического» мышления. Однако слова богов - иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта, - представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства, - вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей.
Горизонт египтян простирался от узкой полоски чернозема (та-кемет, а отсюда и коптское название Египта - Кеми), образованного наносами ила в долине Нила, до Красной земли (дешерт), бескрайней Сахары с ее безжизненными холмами. Темная земля - родина людей, место, где всходят посевы, знакомое и надежное. От Красной земли веет страхом и неизвестностью. В ней обитают воинственные орды варваров; оттуда, из глубины пустыни или с ее окраин, совершают они свои захватнические набеги. Но, помимо этого, пустыня убивает своей безысходностью: солнце рождается и умирает на ее бескрайнем горизонте, ее вечные камни и чистые пески - надежное прибежище смерти и место, где происходит невидимое возрождение. Бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей; они наполняют небесный свод, покоторому прокладывают свой путь звезды; они питают русло подземной реки (по ночам солнце плывет по ней с Запада на Восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.
Населенный загадочными, погруженными в сон существами, этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты своего холма бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату. Человечество во сстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. Ивот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми здесь, на Земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни (нехех), пока их не коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых (джет). Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.
Несколько разных мифов и толкований каждый по-своему рассказывают об одном, едином для всех Творце. Согласно главенствующему учению, зародившемуся в Гелиополе, именно Атум-Ра указал каждой вещи ее место, однако жрецы Мемфиса утверждали, что первым появился Птах (Земля), который и создал небо и пустил по нему солнце. Мудрецы говорили, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце (а сердце -«седалище мысли») и дал ей жизнь движением языка (своим животворящим словом).
Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женское начало считалось неотъемлемой чертой жизни, причем кэ тому пришли задолго до того, как гимны Нового царства воспели Бога как мать и отца. Два мифа -«Камутеф» и«Глаз Pa» - показывают место женщины в египетском мироздании. В обоих главный бог имеет спутницу, являющуюся для него одновременно дочерью, женой и матерью, которая произвела его на свет и от него же забеременела; этот бог сам дал начало своей жизни, оплодотворив свою мать (Камутеф). Богиня-спутница стала его глазами, источником огня и света, и когда она в гневе покинула бога, тому пришлось ее умиротворять. Воплощая двойственность священных образов, женское божество могло быть и доброй Хатор, богиней чувственных наслаждений и веселья, и опасной Сехмет, львицей - вестницей беды и коброй, способной останавливать врагов и грешников.