1

Египет

>> Главная / Древний Египет / Начало исторического пути

A+ R A-


Начало исторического пути

начало исторического пути

Одним из доказательств этого можно назвать попытку установить дату объединения Египта Мени (Менесом), которую сами древние египтяне считали началом своего исторического пути. Разные исследователи датировали это событие различными годами:

- Шампольон - 5867 годом до нашей эры;

- Эмиль Бругш - 4455 годом до нашей эры;

- Шаба - 4000 годом до нашей эры;

- Лепсиус - 3892 годом до нашей эры;

- Брэстед - 3400 годом до нашей эры;

- Штейндорф и Струве - 3200 годом до нашей эры;

- Мейер - 3180 годом до нашей эры;

- Уилкинсон - 2320 годом до нашей эры;

- Пальмер - 2225 годом до нашей эры.

К настоящему времени долгий и краткий варианты хронологической последовательности исторических событий Древнего Египта пересмотрены. Практически все исследователи склоняются к мысли, что исходную дату (учитывая погрешность в ± 150 лет) допустимо отнести к 3000 году до нашей эры.

Однако, несмотря на все пробелы и неточности, исследователям удалось создать довольно достоверную картину истории Древнего Египта. Основой для этого послужило огромное количество первоисточников. В их число входят надписи правителей и приближенных к ним вельмож, анналы, сообщения о военных походах и торговых экспедициях, законоустановления и распоряжения, податные ведомости, свидетельства об уплате налогов, научные и художественные произведения, религиозные и магические тексты, всевозможные письма и документы различного характера и назначения.

Сведения, найденные в дошедших до нас памятниках письменности, дополняются результатами археологических раскопок, а также материальными и письменными памятниками тех государств Ближнего Востока, с которыми Древний Египет имел какие-либо сношения.

Естественно, что из всего этого разнообразия фактов исторического происхождения исследователям необходимо вычленить и подвергнуть тщательной проверке те из них, которые непосредственно касаются самого исторического процесса. Конечно, подобный анализ должен применяться в исследованиях любого историка, применительно к Древнему Египту это особенно важно и сложно.

Египетским правителям приписывалось божественное происхождение. Поэтому ни один из подданных не имел права говорить о том, что какой-нибудь царь потерпел в чем-нибудь неудачу. По этой причине летописцы во всех своих исторических трудах всегда вынуждены были констатировать исключительно успехи правителей. Фараоны во всех битвах неминуемо одерживали победы, в каждой дипломатической акции они добивались блестящих результатов. Кроме того, царь во всех случаях оставался непогрешимым. Он превосходил правителей всего мира своим могуществом, доблестью, богатством и так далее.

Придворные, составляющие хроники, прекрасно знали о том, что именно нужно писать. Поражения в их произведениях превращались в победы, особо правдивые летописцы просто умалчивали о неудачах властителя как полководца. Хроникеры нередко восторженно описывали события, которых в действительности никогда не существовало. Цари, не ступавшие на поле битвы, назывались самыми храбрыми и мужественными.

Не отставали от летописцев и придворные скульпторы и художники, изображая фараонов, которые лично уничтожали десятки и сотни врагов, хотя потомкам хорошо известно о том, что эти доблестные воины никогда не удалялись от своих дворцов.

К сожалению, в произведения древнеегипетских летописцев, ваятелей и живописцев очень редко проникал по-настоящему критический взгляд. Если истина выставляла правителя в неблагоприятном свете, она никогда не могла пробиться в хроники. Особенно это касается произведений, которые создавались при жизни фараонов, если они писались специально для того, чтобы поведать о ней потомкам.

Обратимся, например, к хорошо известной битве при Кадеше, которая происходила приблизительно в 1312 голу до нашей эры. Многие исследователи трактуют свидетельства, дошедшие до нас следующим образом: в этой битве фараон Рамсес II потерпел сокрушительное поражение от хеттов и только волею случая избежал смерти. Многие источники утверждают, что и последующие столкновения этого правителя с хеттами также не увенчались успехом, и в конце концов Рамсес II вынужден был отказаться от своих планов.

Однако на храме Амона в Карнаке сей достойный властитель велел вытесать длинный панегирик, прославляющий победу при Кадеше, в надписи говорится: Когда мое войско и колесницы покинули меня, это было худшее из преступлений. Но посмотрите: Амон дал мне победу, хотя со мной не было войска и колесниц. Этот далекий край видел мою победу и мою силу, хотя я был один, без единого знатного, который бы последовал за мной, без единого возницы .

Далее в надписи говорится, что фараона атаковали две с половиной тысячи хеттских колесниц, и Рамсес продолжает: Но я бросился на них. Я был, как Монт, и сразу же дал почувствовать им свою руку. Я разил, убивал, где только ни видел, и один кричал другому: Это не человек среди нас, это непобедимый Сет, Баал в его членах! То, что он делает, превыше человеческих сил! Еще никогда ни один человек без войска и колесниц не одолел сотни тысяч (врагов) .

Кстати, Монтом древние египтяне называли бога войны в образе человека, но с головой сокола, увенчанной перьями, обрамляющими солнечный диск. Особенно почитался этот бог в Фивах и Южном Оне (Ермонте). Сет, согласно мифу об Осирисе, - носитель злого начала и всякого беспорядка. Баал, в переводе означающий властелин , владыка , представляет собой древнейшей общесемитическое божество, которое почиталось в Финикии, Палестине, Сирии в качестве бога плодородия, вод и войны. Культ Баала проник в Египет лишь в период Нового царства. Баал нередко приравнивался к Сету.

Подобный панегирик Рамсес II повелел вытесать и на своем заупокойном храме неподалеку от Долины царей. А на пилоне Луксорского храма он приказал запечатлеть себя убивающим под Кадешем хеттов. Живописцы превзошли самих себя, изобразив там 10900 поверженных и убегающих в панике врагов.

Но великому фараону показалось, что и трех монументов было бы недостаточно для увековечения его доблести, и он приказал в ознаменование все той же победы высечь знаменитый на весь мир скальный храм в Абу-Сим-беле. Таким образом, Рамсеса II никак нельзя обвинить в неумении поставить популяризацию своей личности на должный уровень.

Если уж мы упомянули об этой битве, стоит добавить, что, по некоторым источникам, царь хеттов Хаттушиль III в конце концов предложил заключить мирный договор. Иероглифическая копия этого документа сохранилась на стене Карнакского храма, клинописная же обнаружилась на глиняных табличках.

Стоит отметить, что, согласно другой гипотезе, Рамсес II не потерпел поражения в битве с хеттами под Кадешем. Некоторые египтологи утверждают, что ни хетты, ни египтяне так и не смогли одолеть друг друга. В результате этого попытка хеттской коалиции продвинуться дальше на юг не увенчалась успехом, равно как и попытка египтян достигнуть северных регионов.




Читайте:


История Древнего Египта:

Древний Египет. Древнее царство

Древний Египет. Древнее царство

Эпоха Древнего царства (начало XXVIII - середина XXIII в. до х.э.) - это более чем пятисотлетний период египетской ист...

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом са...

Клеопатра VII Филопатра

Клеопатра VII Филопатра

Как бы то ни было, Клеопатра VII Филопатра была одной из замечательных личностей в истории. Женщина на троне, согласит...

Электричество в Древнем Египте

Электричество в Древнем Египте

Несмотря на многовековое изучение истории Египта для современного человека остаются нераскрытыми тайны древней цивилиз...

    Про отели:

    Отели Египет
    Курорты и отели Египта
    Отели Египта
    Отдых в Египте: про отель

      Впечатления:

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Что посетить в Каире

      Конечно же, Египет прославлен пирамидами. Но пирамиды – это всё ещё не Египет....

      Древние находки:

      Фараоны Египта

      Фараоны Египта

      Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или императо...

      По следам  грабителей могил

      По следам грабителей могил

      Около 4000 лет назад, спустя всего 500 лет после постройки, была ограблена самая древняя пирамид...

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Как и на чем можно сэкономить в Египте

      Как и на чем можно сэкономить в Египте

      ... по началу отдых в Египте мне показался дешевым. Но посмотрев на конечную сумму я призадумался...

      День в фараонской деревне

      День в фараонской деревне

      Cовременному туристу мало просто видеть памятники прошлого, хотя и это интересно, но чего-то не хв...

      Достопримечательности:

      Деир эль-Бахри (Храм Хатшепсут)

      Деир эль-Бахри (Храм Хатшепсут)

      Храм Хатшепсут - храм, возведенный в честь смерти царицы Хатшепсут. Расположенный на Западном Бере...

      Парк Аль-Азхар (Al-Azhar Park)

      Парк Аль-Азхар (Al-Azhar Park)

      Парк Аль-Азхар (Al-Azhar Park) – это триумф вдумчивого городского планирования, вдохновляющей архи...

      Курорты:

      Сафага

      Сафага

      Сафага, расположенная на берегу Красного моря в 60 километрах южнее Хургады, давно уже пользуется ...

      Каир

      Каир

      Построенный на месте легендарного Вавилона, около руин Мемфиса, Каир - один из крупнейших городов ...

      Древний Египет:

      Религиозные войны

      Религиозные войны

      В противоположность общему правилу, что наше знание возрастает по мере того, как мы движемся ближе...

      Затруднения со временем

      Затруднения со временем

      Если читатель подкован в археологических делах, он может дать краткий и ясный ответ на все хроноло...