1

Египет

>> Главная / Древний Египет / Начало исторического пути

A+ R A-


Начало исторического пути

начало исторического пути

Одним из доказательств этого можно назвать попытку установить дату объединения Египта Мени (Менесом), которую сами древние египтяне считали началом своего исторического пути. Разные исследователи датировали это событие различными годами:

- Шампольон - 5867 годом до нашей эры;

- Эмиль Бругш - 4455 годом до нашей эры;

- Шаба - 4000 годом до нашей эры;

- Лепсиус - 3892 годом до нашей эры;

- Брэстед - 3400 годом до нашей эры;

- Штейндорф и Струве - 3200 годом до нашей эры;

- Мейер - 3180 годом до нашей эры;

- Уилкинсон - 2320 годом до нашей эры;

- Пальмер - 2225 годом до нашей эры.

К настоящему времени долгий и краткий варианты хронологической последовательности исторических событий Древнего Египта пересмотрены. Практически все исследователи склоняются к мысли, что исходную дату (учитывая погрешность в ± 150 лет) допустимо отнести к 3000 году до нашей эры.

Однако, несмотря на все пробелы и неточности, исследователям удалось создать довольно достоверную картину истории Древнего Египта. Основой для этого послужило огромное количество первоисточников. В их число входят надписи правителей и приближенных к ним вельмож, анналы, сообщения о военных походах и торговых экспедициях, законоустановления и распоряжения, податные ведомости, свидетельства об уплате налогов, научные и художественные произведения, религиозные и магические тексты, всевозможные письма и документы различного характера и назначения.

Сведения, найденные в дошедших до нас памятниках письменности, дополняются результатами археологических раскопок, а также материальными и письменными памятниками тех государств Ближнего Востока, с которыми Древний Египет имел какие-либо сношения.

Естественно, что из всего этого разнообразия фактов исторического происхождения исследователям необходимо вычленить и подвергнуть тщательной проверке те из них, которые непосредственно касаются самого исторического процесса. Конечно, подобный анализ должен применяться в исследованиях любого историка, применительно к Древнему Египту это особенно важно и сложно.

Египетским правителям приписывалось божественное происхождение. Поэтому ни один из подданных не имел права говорить о том, что какой-нибудь царь потерпел в чем-нибудь неудачу. По этой причине летописцы во всех своих исторических трудах всегда вынуждены были констатировать исключительно успехи правителей. Фараоны во всех битвах неминуемо одерживали победы, в каждой дипломатической акции они добивались блестящих результатов. Кроме того, царь во всех случаях оставался непогрешимым. Он превосходил правителей всего мира своим могуществом, доблестью, богатством и так далее.

Придворные, составляющие хроники, прекрасно знали о том, что именно нужно писать. Поражения в их произведениях превращались в победы, особо правдивые летописцы просто умалчивали о неудачах властителя как полководца. Хроникеры нередко восторженно описывали события, которых в действительности никогда не существовало. Цари, не ступавшие на поле битвы, назывались самыми храбрыми и мужественными.

Не отставали от летописцев и придворные скульпторы и художники, изображая фараонов, которые лично уничтожали десятки и сотни врагов, хотя потомкам хорошо известно о том, что эти доблестные воины никогда не удалялись от своих дворцов.

К сожалению, в произведения древнеегипетских летописцев, ваятелей и живописцев очень редко проникал по-настоящему критический взгляд. Если истина выставляла правителя в неблагоприятном свете, она никогда не могла пробиться в хроники. Особенно это касается произведений, которые создавались при жизни фараонов, если они писались специально для того, чтобы поведать о ней потомкам.

Обратимся, например, к хорошо известной битве при Кадеше, которая происходила приблизительно в 1312 голу до нашей эры. Многие исследователи трактуют свидетельства, дошедшие до нас следующим образом: в этой битве фараон Рамсес II потерпел сокрушительное поражение от хеттов и только волею случая избежал смерти. Многие источники утверждают, что и последующие столкновения этого правителя с хеттами также не увенчались успехом, и в конце концов Рамсес II вынужден был отказаться от своих планов.

Однако на храме Амона в Карнаке сей достойный властитель велел вытесать длинный панегирик, прославляющий победу при Кадеше, в надписи говорится: Когда мое войско и колесницы покинули меня, это было худшее из преступлений. Но посмотрите: Амон дал мне победу, хотя со мной не было войска и колесниц. Этот далекий край видел мою победу и мою силу, хотя я был один, без единого знатного, который бы последовал за мной, без единого возницы .

Далее в надписи говорится, что фараона атаковали две с половиной тысячи хеттских колесниц, и Рамсес продолжает: Но я бросился на них. Я был, как Монт, и сразу же дал почувствовать им свою руку. Я разил, убивал, где только ни видел, и один кричал другому: Это не человек среди нас, это непобедимый Сет, Баал в его членах! То, что он делает, превыше человеческих сил! Еще никогда ни один человек без войска и колесниц не одолел сотни тысяч (врагов) .

Кстати, Монтом древние египтяне называли бога войны в образе человека, но с головой сокола, увенчанной перьями, обрамляющими солнечный диск. Особенно почитался этот бог в Фивах и Южном Оне (Ермонте). Сет, согласно мифу об Осирисе, - носитель злого начала и всякого беспорядка. Баал, в переводе означающий властелин , владыка , представляет собой древнейшей общесемитическое божество, которое почиталось в Финикии, Палестине, Сирии в качестве бога плодородия, вод и войны. Культ Баала проник в Египет лишь в период Нового царства. Баал нередко приравнивался к Сету.

Подобный панегирик Рамсес II повелел вытесать и на своем заупокойном храме неподалеку от Долины царей. А на пилоне Луксорского храма он приказал запечатлеть себя убивающим под Кадешем хеттов. Живописцы превзошли самих себя, изобразив там 10900 поверженных и убегающих в панике врагов.

Но великому фараону показалось, что и трех монументов было бы недостаточно для увековечения его доблести, и он приказал в ознаменование все той же победы высечь знаменитый на весь мир скальный храм в Абу-Сим-беле. Таким образом, Рамсеса II никак нельзя обвинить в неумении поставить популяризацию своей личности на должный уровень.

Если уж мы упомянули об этой битве, стоит добавить, что, по некоторым источникам, царь хеттов Хаттушиль III в конце концов предложил заключить мирный договор. Иероглифическая копия этого документа сохранилась на стене Карнакского храма, клинописная же обнаружилась на глиняных табличках.

Стоит отметить, что, согласно другой гипотезе, Рамсес II не потерпел поражения в битве с хеттами под Кадешем. Некоторые египтологи утверждают, что ни хетты, ни египтяне так и не смогли одолеть друг друга. В результате этого попытка хеттской коалиции продвинуться дальше на юг не увенчалась успехом, равно как и попытка египтян достигнуть северных регионов.




Читайте:


История Древнего Египта:

Клеопатра. Последняя царица Египта

Клеопатра. Последняя царица Египта

Вот уже две с лишним тысячи лет не утихают страсти вокруг знаменитой царицы, которая стала одной из одиозных фигур ист...

Как делят историю Египта

Как делят историю Египта

Возможно ли представить себе общий ход истории Египта за пять тысяч лет? Сделать это довольно трудно. Ведь перед нами ...

Начало исторического пути

Начало исторического пути

Одним из доказательств этого можно назвать попытку установить дату объединения Египта Мени (Менесом), которую сами дре...

Позднее царство

Позднее царство

После смерти Рамсеса 2 власть постепенно концентрируется в руках жреческой партии. Наконец, страной начинает править в...

    Про отели:

    Отели в Египте
    Отели Египта
    Туры в Египет это отдых в хороших отелях
    Отели Египта и правила поведения

      Впечатления:

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Что посетить в Каире

      Конечно же, Египет прославлен пирамидами. Но пирамиды – это всё ещё не Египет....

      Древние находки:

      Возвращение фараона. История открытия гробницы Тутанхамона

      Возвращение фараона. История открытия гробницы Тутанхамона

      Даже не особенно внимательному читателю, листавшему 30 ноября 1922 года свежий номер газеты «Таймс...

      Парадокс истории

      Парадокс истории

      История любит парадоксы. Тутанхамон — для египтологов самый неизвестный и незначительный фараон во...

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Настоящий отдых в Табе

      Настоящий отдых в Табе

      Всем привет! Отдыхала в этом году в Табе. Это был мой четвертый отдых в Египте, но в Табу поехала ...

      Лед и пламень

      Лед и пламень

      Ирину я увидел не сразу. Выйдя из здания аэровокзала в Асуане, я остановился, обводя глазами площа...

      Достопримечательности:

      Египет хочет возродить лечебный курорт

      Египет хочет возродить лечебный курорт

      Лечебные курорты популярны во все времена. // nytimes.com Египет решил возродить курорт Хелуан,...

      Мечеть Султана Хасана

      Мечеть Султана Хасана

      Ансамбль мечети-медресе султана Хасана является одним из самых знаменитых памятников мамлюкского и...

      Курорты:

      Пустынное плато Гиза

      Пустынное плато Гиза

      Пустынное плато Гиза это прежде всего место, где стоят Великие египетские пирамиды. В Древности он...

      Портрет мегаполиса  Каир - виртуальное отражение

      Портрет мегаполиса Каир - виртуальное отражение

      Cтраница грузилась долго... Я даже оставил ее на потом и, открыв новое окно, отправился дальше...

      Древний Египет:

      Каменные горы

      Каменные горы

      Великий визирь Хемиун, любимец Гора Хуфу, которого греки называли фараоном Хеопсом, был однажды ут...

      Джеб-охотник

      Джеб-охотник

      Однажды, ясным летним утром 5263 г. до н. э., высоко на скальном уступе, поднимающемся над долиной...