В предыдущей статье я подробно рассказал о цели посещения Египта. Она не банальна. Дело в том, что увлекся военной историей. В феврале ездил по местам сражений Второй Мировой войны в Нормандии (Франция), и вот теперь Египет. В развитие начатой почти год назад темы арабо-израильских войн и посещения мной мест сражений 1967-го и 1973 годов, решил начатое продолжить. В первое свое посещение Суэцкого канала обследовал ныне забытую и заброшенную израильскую линию обороны Бар-Лев, тянущуюся от Порт-Саида на севере до Измаилии. В свой повторный приезд в эти недружелюбные пустынные края добрался до города Суэц, и по мере сил объездил на прокатном автомобиле юг сектора, побывав на некогда грозных огневых позициях израильтян, препятствовавших египтянам форсировать Суэцкий канал.
О прокате машины
Пребывание в Египте начал с популярного местечка Дахаб, где бываю как минимум ежегодно вот уже лет двенадцать. Приехав туда в очередной раз за неделю до написания этой статьи, я первым делом отнес гостинцы друзьям, живущим в Дахабе вот уже 4 года. Ностальгия выражалась в сервелате, килограмме хумуса (купленного в израильском Эйлате, где он по словам знатоков вкуснее египетского) и паре других мелких и приятных вещиц. Завершив официальную часть поездки в виде посиделок с друьями, сразу приступил к основной - поиску автомобиля в прокат.
В Дахабе, несмотря не небольшие размеры городка, выбор довольно обширен. Гуляя по центру насчитал порядка семи вывесок Rent a car . Безусловно, речь идет о мелких шарашках, владеющих 1-3 машинами. Мировые бренды тут не представлены, и за ними следует ехать в Шарм-эль-Шейх. Обычно вам предложат малолитражку вроде Хюндай-Ассент, или Митсубиши-Галант бородатого года выпуска. Новых машин не встречал нигде. Стоимость аренды после торга составляет 250 L.E ($42) в день. Небольшую скидку, порядка 10%, можно получить беря машину на три дня и более.
Страховка и условия
Теперь самое интересное. У машины нет страховки. Не шучу. Ее вообще нет. И это черным по белому указывается в договоре. Казалось бы, вопрос страхования автомобиля должен в первую очередь озаботить владельца прокатной фирмы. Что, если авария? Неважно по чьей вине. Турист собрал вещи и покинул страну. Кто же будет выяснять отношения с другими участниками ДТП, и кто будет оплачивать ремонт? Примечательно, что ваша кредитная карта тоже не требуется. Машину выдают под честное слово при условии оплаты нескольких дней вперед. Помимо договора аренды вы получаете на руки пластиковую карточку (техпаспорт машины). И все, в путь! Опытный турист спросит, а что делать в случае поломки автомобиля в дороге? Ответ прост - звоните хозяину и ждите пока он приедет с набором инструментов. Иншалла, как заметил сам хозяин.
Мне возразят - зачем связываться с непонятными шарашками в Дахабе, если в соседнем Шарме есть все мировые бренды, как то Avis, Hertz, Europcar? Ответ прост. Цена и кредитная карта. Во-первых прокат через крупную компанию дороже в 1,5-2 раза. Во-вторых в качестве залога требуется ваша кредитная карта, на которой замораживается некая сумма от 500 до 1000 долларов. Казалось бы, нормальная практика. Вполне нормальная. Но только не в странах Азии и Африки, где по статистике самый высокий в мире процент мошеннических действий с кредитными картами. Даже в таких странах как Италия и Испания полно проблем с размораживанием данных сумм, либо со снятием непонятных штрафов постфактум. Чего же ждать Египта? Имея определенный прежний опыт с карточками в этих странах, зарекся даже доставать их из кармана. Только наличные.
На тему рисков связанных с прокатом автомобилей предлагаю прочитать другую мою заметку Почем кот в мешке? , где подробно описываются все возможные сложности и засады.
Техническое состояние автомобиля
Оставляет желать лучшего. Пробег нашей машины составлял 180 тысяч километров. Первичная проверка работоспособности малышки Хюндай-Ассент показала следующие порочные нюансы:
1. Плохая балансировка передних колес (руль слегка тянет вправо),
2. Коробка передач разболтана, и надо напрягать трицепс дабы воткнуть четвертую передачу,
3. При полном повороте руля в движении раздаются постукивания в рулевом механизме,
4. Не горит левая фара на ближнем свете, но горит на дальнем.
Наверное многих такой автомобиль бы сильно напряг. Только не нас. Точнее не меня, в свое время познавшего в армии такое количество изношенной и корявой техники, что хватит надолго. Помню патрульные внедорожники с неработающим ручником и напрочь вылетевшей первой передачей. Помню неработающий гидроусилитель руля на грузовике, от чего каждый поворот на скорости может оказаться вашим последним. Не забыть отпавшую на трассе выхлопную трубу у Хаммера - ничего, остановился, сходил, бросил ее назад, поехали дальше. А чего стоил кардан у броневичка, погнувшийся от удара о скалу (были учения, ездили ночью по пересеченной местности), и его пришлось снять подручными средствами и ездить только на переднем приводе. Короче говоря, друзья, вы уже поняли что нас всякой ерундой не испугать?
Бензин
Очень дешев, стоит от 1,60 L.E до 2 L.E за литр, что соответствует 25-30 центам. Существует нескольких видов: АИ-90, АИ-92, АИ-93. Есть еще АИ-80, самый дешевый, но не рекомендую его заливать - вы рискуете забить двигатель и встать посреди пустыни.
Заправки есть во всех населенных пунктах, но весьма редки на трассе. Из этого мораль, которую я вынес еще из Намибии - заправляемся везде, где видим заправку. Даже если ваш бак почти полон. Не стоит рисковать, ибо следующая заправка может оказаться в паре сотен километров.
Ваши документы
Загранпаспорт и права. Настоятельно рекомендуется иметь международные права вдобавок к обычным. На случай аварии, ибо ваши национальные права формально будут недействительны, и полиция автоматически сочтет вас человеком управлявшим транспортным средством без прав.