Возможно ли представить себе общий ход истории Египта за пять тысяч лет? Сделать это довольно трудно. Ведь перед нами история людей многих и многих поколений. Можно, конечно, просто заняться перечислением фараонов, завоевателей и различных событий. Но тогда история перестанет быть наукой, так как никаких закономерностей в развитии общества мы не найдем, а всякая наука изучает закономерность, общую линию развития через массу случайностей и противоречий.
В 70-х годах прошлого столетия французский ученый-египтолог и археолог Мариетт пытался взять за основу деления истории Египта на последовательные этапы принцип смены религий. Он делил историю Египта на три больших периода: 1 —языческий (от самых древних времен до IV века нашей эры, когда в Египте окончательно утвердилось христианство); 2 — христианский (до завоевания Египта арабами в VII веке нашей эры); 3 — мусульманский (от покорения Египта арабами-мусульманами до настоящего времени).
Несомненно, что такое деление правильно отражает лишь последовательность смены религий, но для истории общества этот принцип неприемлем, хотя бы потому, что религия—это не основное в жизни общества.
За основу нельзя взять и изменения природных условий в долине Нила. Исследования показали, что они за тысячелетия весьма незначительны, а часть изменений произошла в результате деятельности людей (например, осушения болот, создания системы орошения, уничтожения некоторых животных, вырубки деревьев и так далее). Так что скорее человек влиял на природу, а не природа на человека. Конечно, природные условия замедляли или ускоряли процесс развития, но не являлись ведущими.
Не играл решающей роли и рост народонаселения. Например, по количеству населения Египет середины прошлого столетия мало чем отличался от Египта последних веков до нашей эры.
Изучение истории египетского народа показало, что он прошел, как и другие народы, путь смены общественных строев: первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального. Только такое деление правильно отражает последовательный ход истории, так как в его основу взят принцип смены производственных отношений.
В рамках рабовладельческого строя Египет развивался с момента объединения Египта в одно государство в начале III тысячелетия до нашей эры и до II—III веков нашей эры. С этого момента побеждает феодальный строй, в котором лишь около полутораста лет назад начали появляться капиталистические элементы.
Вот уже внутри этих крупных отрезков истории египетского народа можно рассматривать подробнее отдельные, следующие один за другим периоды.