1

Египет

>> Главная / История Египта / Джеб-охотник

A+ R A-


Джеб-охотник

джеб-охотник

Однажды, ясным летним утром 5263 г. до н. э., высоко на скальном уступе, поднимающемся над долиной Нила, стоял человек. Он был довольно хрупкого сложения и всего пяти с половиной футов ростом (165 см), его смуглое тело было голым, если не считать юбки из дубленой кожи. Но держался он гордо, ибо занимал высокое место среди своего народа и был вождем. Люди, которых он вел, толпились вокруг него; женщины робко выглядывали из-под гривы черных волос, успокаивая младенцев на руках, мужчины сжимали оружие — луки, стрелы, каменные топоры. Горячий ветер дул сзади, они повернулись к пустыне спиной. Когда-то она не была пустыней. Когда-то, во времена предков, там были и вода, и растительность, и животные, годные для охоты. Теперь бог отвратил лицо свое от их отчизны. И теперь они глядели горящими жадными глазами на новую землю внизу, зеленую полосу жизни, что прорезала окружающую пустыню. Острый взор вождя заметил блеск воды и мелькание птичьих крыльев, острый слух охотника уловил дальний рык гиппопотама. Пища внизу была, и все же вождь колебался. Он знал старую жизнь со всеми ее опасностями. Мог ли он противостоять леденящим угрозам неизвестности и, не сознавая своей судьбы, сделать первый шаг к Великим пирамидам?

К несчастью, этот картинный эпизод принадлежит скорее литературе, чем истории. Однако некоторые детали могут быть подлинными. Первые доисторические поселения в Египте датируются приблизительно 5000 г. до н. э., но даже чудодейственный радиоуглерод не может дать нам столь точной даты, как указанная выше. В какой-то момент в отдаленном прошлом человек спустился с плато, ставшего необитаемой пустыней, в долину Нила; он мог выглядеть примерно как вождь племени, которого в историческом романе окрестили бы Джебом, или Абом, или каким-нибудь столь же доисторическим и односложным именем. Но маловероятно, чтобы Джеб имел ощущение судьбы. Он искал для жизни места получше и понятия не имел о том, что изменение среды обитания должно драматически изменить образ жизни его народа.

Нужно признать, что в признаках великих перемен нет ничего драматичного, когда смотришь на них в пыльных музейных витринах: кремневые ножи и наконечники для стрел, не слишком отличающиеся от грубых инструментов всех первобытных народов, ветхие остатки плетеных корзин, в которых когда-то хранили зерно; кости собаки, похожие на кости любого дикого животного. Однако переход от кочевой охоты к оседлому земледелию более важен, чем пирамиды, и более увлекателен по своим последствиям, чем золото Тутан-хамона. Мы находимся здесь в самом начале длинной и важной главы в великой книге истории человечества. Переворачивая страницы, мы встретим царей и завоевателей, поэтов и изобретателей. Мы вызовем видения сокровищ, несравнимых с самыми фантастическими выдумками сказочников, познакомимся с темными сторонами человеческого духа и с его ярчайшими триумфами. Однако никогда, быть может, мы не увидим снова, как человеческое существо делает такой гигантский шаг — первый шаг, как он ни мало известен и плохо описан.

После феноменального скачка от кочевой жизни к оседлой доисторические культуры довольно безмятежно прозябали еще несколько тысяч лет. Затем произошло нечто странное.

Ученые, занятые наиболее широкими проблемами истории, склонны к антропоморфизму при сравнении культур между собой. Человечков, представляющих цивилизации, можно нарисовать поднимающимися по лестнице или горному склону, продвигающимися все выше на своем пути — куда? Конечную цель трудно определить. Но если продолжать аналогию, мы можем сказать, что цивилизационный процесс гораздо больше напоминает колесный экипаж, который движется по склону вниз, сперва медленно, затем тяжело набирая скорость, пока не выкатится на плоскую равнину внизу. Инерция уносит его на некоторое расстояние с такой большой скоростью, что ускорение как будто сохраняется. Но постепенно тяжелый экипаж замедляет ход и наконец останавливается. Там он и остается, в состоянии покоя, пока некая неизвестная сила не начинает подталкивать его к другому склону.

Конечно, мы вправе сравнивать цивилизацию с телегой не более, чем с человечком, карабкающимся в гору. Но аналогии бывают занятны, а эта дает нам мысленную картинку, которая может оказаться полезной. Ибо в течение позднего периода, который мы называем герзейским, что-то дало египетской доисторической культуре мощный толчок. Картина общества, которую мы видим, сильно отличается от более ранних культур. Люди начинают жить в домах с окнами и дверями и носить одежду, сотканную из хлопка. Каменные орудия изящны, даже на взгляд наблюдателя, которому они смертельно надоели, и медь все чаще используется для изготовления вещей, которые делались из камня. Могилы глубже и лучше обустроены, иногда облицованы деревянными планками. Борьба за существование становится менее изнурительной, и у людей остается больше времени на непроизводственную деятельность; они играют в игры и рисуют картинки на своих горшках. Старая коричневая и красная керамика сохраняется, но появляется посуда, сделанная из глины нового типа и украшенная причудливыми фигурками из черточек, изображающими людей, животных, лодки. Лодки снабжены украшениями, знаменами или символами мелких политических единиц; мы допускаем, что в этот период Египет состоял из множества общин во главе с местными вождями. Изменения эти поразительны, но не так поразительны, как те, которые должны вскоре произойти. Мы уже очень близки к I династии — к началу собственно истории и собственно цивилизации. Мы хотим знать не только о том, что случилось, но и о том, почему это случилось.

Однако вернемся к телеге на склоне горы. Мы можем продолжить аналогию и спросить: ползет ли телега (проигнорируем факт, что ни телега, ни культура не могут ползти) сама по себе до тех пор, пока под колесами не начнется уклон, или кто-то подкрадывается сзади и дает ей толчок? Или, выражаясь иначе, возникает ли цивилизация из примитивной культуры естественным путем, поскольку эта культура путем медленных приращений достигает критической стадии развития, или некий внешний стимул работает как катализатор?




Читайте:


История Древнего Египта:

История древнего Египта

История древнего Египта

В отличие от укрытой песком цивилизации Двуречья, египетская практически постоянно была на виду. Сами египтяне называ...

Могилы и похоронные обряды

Могилы и похоронные обряды

Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти пот...

Наука Древнего Египта

Наука Древнего Египта

Египтологи не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, обладали ли древние египтяне математическими знаниями, ср...

Древнейший Египет - доисторической цивилизаци

Древнейший Египет - доисторической цивилизаци

Теперь необитаемое и овеянное ветрами плоскогорье пустыни, через которое Нил проложил свое ложе, было некогда населено...

    Про отели:

    Отдых в Египте: про отель
    Египет: про отель и обслуживание
    Отели египетского курорта Сома-Бей получили престижные награды
    Отзыв о поездке. Шарм Эль Шейхе, отель Helnan Marina 4

      Впечатления:

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Что посетить в Каире

      Конечно же, Египет прославлен пирамидами. Но пирамиды – это всё ещё не Египет....

      Древние находки:

      В Абушире найдена нетронутая гробница возрастом 4500 лет

      В Абушире найдена нетронутая гробница возрастом 4500 лет

      Как сообщает Mlada Fronta Dnes daily, чешские археологи обнаружили нетронутую 4500-летнюю гробницу...

      Раскопки Египта

      Раскопки Египта

      Развитию у египтян чувства национальной гордости, лежащего в основе любого национально-освободител...

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Сафага, Хургада, Шарм-эль-Шейх - сравнение

      Сафага, Хургада, Шарм-эль-Шейх - сравнение

      Какие ассоциации возникают у вас со словом Египет? У меня - это солнце, Красное море, кораллы, пус...

      День в фараонской деревне

      День в фараонской деревне

      Cовременному туристу мало просто видеть памятники прошлого, хотя и это интересно, но чего-то не хв...

      Достопримечательности:

      Особенности национальной египетской кухни

      Особенности национальной египетской кухни

      Классический египетский завтрак состоит из двух главных блюд: фуля и феляфилей (или таамэя). Фуль...

      «Фараонова деревня» доктора Рагаба (Dr Ragab's Pharaonic Village)

      «Фараонова деревня» доктора Рагаба (Dr Ragab's Pharaonic Village)

      «Фараонова деревня» доктора Рагаба (Dr Ragab's Pharaonic Village) на острове Якоба в Каире – это т...

      Курорты:

      Эксклюзивный курорт Сома Бей

      Эксклюзивный курорт Сома Бей

      Сома Бей – новое эксклюзивное туристическое направление на побережье Красного моря в Египте, распо...

      Дахаб

      Дахаб

      Говорим «дайвинг в Египте», подразумеваем Дахаб. оный с мизинец чем примечательный городок с насел...

      Древний Египет:

      Селевкиды против эллинистического Египта

      Селевкиды против эллинистического Египта

      Из всех переигранных мной доныне сражений, наибольшую радость я пока получил от битвы при Рафии. О...

      Фараон Хуфу и чародей Джеди

      Фараон Хуфу и чародей Джеди

      Однажды фараон Хуфу, прослышав о чудесах, которые творит старый кудесник по имени Джеди, велел пос...