1

Египет

>> Главная / История Египта / Джеб-охотник
A+ R A-


Джеб-охотник

джеб-охотник

Однажды, ясным летним утром 5263 г. до н. э., высоко на скальном уступе, поднимающемся над долиной Нила, стоял человек. Он был довольно хрупкого сложения и всего пяти с половиной футов ростом (165 см), его смуглое тело было голым, если не считать юбки из дубленой кожи. Но держался он гордо, ибо занимал высокое место среди своего народа и был вождем. Люди, которых он вел, толпились вокруг него; женщины робко выглядывали из-под гривы черных волос, успокаивая младенцев на руках, мужчины сжимали оружие — луки, стрелы, каменные топоры. Горячий ветер дул сзади, они повернулись к пустыне спиной. Когда-то она не была пустыней. Когда-то, во времена предков, там были и вода, и растительность, и животные, годные для охоты. Теперь бог отвратил лицо свое от их отчизны. И теперь они глядели горящими жадными глазами на новую землю внизу, зеленую полосу жизни, что прорезала окружающую пустыню. Острый взор вождя заметил блеск воды и мелькание птичьих крыльев, острый слух охотника уловил дальний рык гиппопотама. Пища внизу была, и все же вождь колебался. Он знал старую жизнь со всеми ее опасностями. Мог ли он противостоять леденящим угрозам неизвестности и, не сознавая своей судьбы, сделать первый шаг к Великим пирамидам?

К несчастью, этот картинный эпизод принадлежит скорее литературе, чем истории. Однако некоторые детали могут быть подлинными. Первые доисторические поселения в Египте датируются приблизительно 5000 г. до н. э., но даже чудодейственный радиоуглерод не может дать нам столь точной даты, как указанная выше. В какой-то момент в отдаленном прошлом человек спустился с плато, ставшего необитаемой пустыней, в долину Нила; он мог выглядеть примерно как вождь племени, которого в историческом романе окрестили бы Джебом, или Абом, или каким-нибудь столь же доисторическим и односложным именем. Но маловероятно, чтобы Джеб имел ощущение судьбы. Он искал для жизни места получше и понятия не имел о том, что изменение среды обитания должно драматически изменить образ жизни его народа.

Нужно признать, что в признаках великих перемен нет ничего драматичного, когда смотришь на них в пыльных музейных витринах: кремневые ножи и наконечники для стрел, не слишком отличающиеся от грубых инструментов всех первобытных народов, ветхие остатки плетеных корзин, в которых когда-то хранили зерно; кости собаки, похожие на кости любого дикого животного. Однако переход от кочевой охоты к оседлому земледелию более важен, чем пирамиды, и более увлекателен по своим последствиям, чем золото Тутан-хамона. Мы находимся здесь в самом начале длинной и важной главы в великой книге истории человечества. Переворачивая страницы, мы встретим царей и завоевателей, поэтов и изобретателей. Мы вызовем видения сокровищ, несравнимых с самыми фантастическими выдумками сказочников, познакомимся с темными сторонами человеческого духа и с его ярчайшими триумфами. Однако никогда, быть может, мы не увидим снова, как человеческое существо делает такой гигантский шаг — первый шаг, как он ни мало известен и плохо описан.

После феноменального скачка от кочевой жизни к оседлой доисторические культуры довольно безмятежно прозябали еще несколько тысяч лет. Затем произошло нечто странное.

Ученые, занятые наиболее широкими проблемами истории, склонны к антропоморфизму при сравнении культур между собой. Человечков, представляющих цивилизации, можно нарисовать поднимающимися по лестнице или горному склону, продвигающимися все выше на своем пути — куда? Конечную цель трудно определить. Но если продолжать аналогию, мы можем сказать, что цивилизационный процесс гораздо больше напоминает колесный экипаж, который движется по склону вниз, сперва медленно, затем тяжело набирая скорость, пока не выкатится на плоскую равнину внизу. Инерция уносит его на некоторое расстояние с такой большой скоростью, что ускорение как будто сохраняется. Но постепенно тяжелый экипаж замедляет ход и наконец останавливается. Там он и остается, в состоянии покоя, пока некая неизвестная сила не начинает подталкивать его к другому склону.

Конечно, мы вправе сравнивать цивилизацию с телегой не более, чем с человечком, карабкающимся в гору. Но аналогии бывают занятны, а эта дает нам мысленную картинку, которая может оказаться полезной. Ибо в течение позднего периода, который мы называем герзейским, что-то дало египетской доисторической культуре мощный толчок. Картина общества, которую мы видим, сильно отличается от более ранних культур. Люди начинают жить в домах с окнами и дверями и носить одежду, сотканную из хлопка. Каменные орудия изящны, даже на взгляд наблюдателя, которому они смертельно надоели, и медь все чаще используется для изготовления вещей, которые делались из камня. Могилы глубже и лучше обустроены, иногда облицованы деревянными планками. Борьба за существование становится менее изнурительной, и у людей остается больше времени на непроизводственную деятельность; они играют в игры и рисуют картинки на своих горшках. Старая коричневая и красная керамика сохраняется, но появляется посуда, сделанная из глины нового типа и украшенная причудливыми фигурками из черточек, изображающими людей, животных, лодки. Лодки снабжены украшениями, знаменами или символами мелких политических единиц; мы допускаем, что в этот период Египет состоял из множества общин во главе с местными вождями. Изменения эти поразительны, но не так поразительны, как те, которые должны вскоре произойти. Мы уже очень близки к I династии — к началу собственно истории и собственно цивилизации. Мы хотим знать не только о том, что случилось, но и о том, почему это случилось.

Однако вернемся к телеге на склоне горы. Мы можем продолжить аналогию и спросить: ползет ли телега (проигнорируем факт, что ни телега, ни культура не могут ползти) сама по себе до тех пор, пока под колесами не начнется уклон, или кто-то подкрадывается сзади и дает ей толчок? Или, выражаясь иначе, возникает ли цивилизация из примитивной культуры естественным путем, поскольку эта культура путем медленных приращений достигает критической стадии развития, или некий внешний стимул работает как катализатор?




Читайте:


История Древнего Египта:

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом са...

Фараон — служитель Маат

Фараон — служитель Маат

Фараон избирался не людьми, а богами, которые давали ему право и возможность говорить и действовать от их имени. Фарао...

Пирамиды древнего Египта

Пирамиды древнего Египта

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наибо...

Египетские пирамиды

Египетские пирамиды

Уже много тысячелетий назад, а вернее пять тысяч лет назад, гениальным зодчим Имхотеном по указанию фараона Египта Джо...

    ated">

    Про отели:

    Каталог отелей Египта
    Проблема безопасности в отелях Египта
    Отзыв о поездке. Шарм Эль Шейхе, отель Helnan Marina 4
    Египетские отели - особенности проживания и питания

      Впечатления:

      Древнеегипетский картуш

      Очень интересно рассказывал экскурсовод про картуши. Картуш (само слово францу...

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Древние находки:

      Как умер Тутанхамон

      Как умер Тутанхамон

      До сегодняшнего дня остается загадкой смерть фараона Тутанхамона, последовавшая в столь юном возра...

      Вторжение

      Вторжение

      «Был у нас царь по имени Тутимаоис, в царствование которого, я не знаю, за что, прогневался на нас...

      Отзывы туристов:

      Шарм-Эль-Шейх

      Шарм-Эль-Шейх

      Ничего, кроме развлекательных заведений и пляжей, в городе-курорте Шарм-эль-Шейхе нет. Дахаб ...

      Египет: там, где время течет по горизонтали

      Египет: там, где время течет по горизонтали

      В Египте у меня часто возникало ощущение, что время движется там не так, как везде — из вчера в...

      Достопримечательности:

      Церковь Аль-Муалляка

      Церковь Аль-Муалляка

      Самая известная из шести каирских коптских церквей Аль-Муалляка была построена в IV в. на одном из...

      Чем знаменит Египет?

      Чем знаменит Египет?

      Однозначно трудно ответить на этот вопрос. Славится и Каир с его Алебастровой мечетью и пирамидами...

      Курорты:

      Луксор

      Луксор

      Наиболее популярный в Египте экскурсионный центр, расположившийся на обеих сторонах величественног...

      Нувейба

      Нувейба

      В 170 километрах от аэропорта Шарм-эль-Шейха находится курортный городок Нувейба. Два часа пути из...

      Древний Египет:

      Почему древние египтяне мумифицировали своих фараонов

      Почему древние египтяне мумифицировали своих фараонов

      Египет - это греческое название страны Кем, что в переводе означает Тайна, загадка . И правда, та...

      Мумии в гробнице

      Мумии в гробнице

      Процветание древних жителей Бахарейи очевидно в обилии позолоченных мумий и предметов, связанных с...