В первый же год правления новый фараон начал строительство своей гробницы в Долине царей. Он расширил луксорский храм в Фивах, соорудил огромную колоннаду в Карнаке, начал постройку новых святилищ в Абидосе, заложил в Фивах поминальный храмовый комплекс, известный ныне как Рамессеум. И повсюду изображался Он-в колоссальных статуях и на рельефах, как основатель, властитель, воин, любимец богов. При этом изображение ни одного бога не должно превышать изображений самого Рамсеса. И это - только начало.
Вот, например, каменотес трудится над статуей, которой больше 600 лет. Это изображение в натуральную величину одной царицы двенадцатой династии. Скульптор, он же разрушитель, обтесывает черный гранит, скалывает каменную прическу царицы, стачивает ее лицо и вырезает в камне новые черты - лицо Туи, Его матери. Какая разница, что под руками и ногами сидящей на троне Туи различимы следы прежнего изображения? Главное - работа сделана быстро, а статуя имеет величественный вид.
1270 год до нашей эры. Рамсесу 33 года, он правит уже девять лет. Пер-Рамсес в дельте Нила становится новой столицей древнего царства, Домом Рамсеса, богатого победами . Город окружен рукавами Нила и рыбными прудами, пронизан сетью каналов и улиц. В Пер-Рамсес стекаются купцы из Малой Азии и Микен, поэтому он более космополитичен, чем закосневшие в традициях старые города выше по течению Нила.
Именно здесь живет Рамсес II, в покоях, блещущих бирюзой и лазуритом. Народ видит Его лишь в тех случаях, когда Он соизволит показаться в окнах явления - в богато украшенных проемах дворцовой стены.
А тем временем в Нубии достраивают два святилища, которые Рамсес приказал заложить, вероятно, еще при своем восшествии на престол. По воле фараона гора Меха была превращена в памятник его величия, известный сегодня под именем Абу-Симбел .
Большой храм вырублен в скале на 63 метра в глубину, его фасад украшен не изображениями богов, а четырьмя колоссальными - каждая высотой 22 метра - статуями правителя. На рельефах показаны его победы.
Вырубленный в скалах несколько глубже, Малый храм посвящен богине Хатхор и одновременно - Нефертари, супруге фараона.
Нубийская твердыня
Здесь, в Нубии, на окраине Египта, такие храмы, как Абу-Симбел, имеют двойное назначение. С одной стороны, это - символы Его безграничного превосходства. Сам вид их призван был подавлять в местных жителях любые помышления о мятеже и уклонении от дани. И все же эту мегаломанию нельзя свести только к имперской политике - здесь, безусловно, сыграло роль и личное тщеславие Рамсеса, и его своеобразное эстетическое чувство, сквозящее, например, в такой надписи: Это красиво - воздвигнуть храм на храме, две прекрасные вещи вместе . Еще в бытность Рамсеса наследником ему было поручено наблюдать за строительством во всем государстве. Заслуживает внимания надпись на одной стеле, относящаяся к восьмому году правления Рамсеса и передающая его речь к строителям:
О строители, отборные, сильные, с крепкими руками, вы, что воздвигаете для меня столько памятников, сколько мне угодно, опытные в работе с дорогими камнями, знающие месторождения гранита и сведущие в известняке. О вы, те, что возвели мне многочисленные жилища богов, я буду жить, пока живы они! Мне угодно заботиться о вас и поддерживать вас! Ибо я знаю, что труд ваш поистине тяжек; рабочий не может быть весел, когда чрево его не полно .
Ни один фараон ни до Рамсеса, ни после не обращался к рабочим с такими речами.