1

Египет

>> Главная / История Египта / Раскопки Египта

A+ R A-


Раскопки Египта

раскопки египта

Развитию у египтян чувства национальной гордости, лежащего в основе любого национально-освободительного движения, в какой-то мере способствовали археологи. Раскопки памятников Древнего Египта стали источником вдохновения и для художников нового времени. Так, например, скульптура «Пробуждение Египта» Махмуда Мохтара (1891-1934) несет некий отголосок искусства эпохи фараонов, а современный писатель Нагиб Махфуз всвоих аллегорических романах использует эпизоды из истории Древнего Египта.

Обращение к мотивам древнейшей истории имело место еще в начале Нового царства (16в. дон.э.), когда правители Египта изгнали кочевые племена гиксосов, этих «царей-пастухов с Востока», и вновь объединили страну под своей властью. Считая себя наследниками фараонов Среднего царства (конец21 - начало 20в. дон.э.), объединивших страну после падения Древнего царства, они подчеркивали свою связь с предками, сохраненную с помощью религии иискусства. Фактически так оно и было: хотя древнеегипетская цивилизация и допускала художественные новшества, она в тоже время в значительной степени опиралась на традицию, что обеспечивало поразительную преемственность, поскольку прошлое всегда оставалось образцом для настоящего.

Это помогает понять, почему искусство Египта 4в. дон.э. иболее поздней эпохи, когда в стране царствовали XXIX и XXX династии (399-343дон.э.), представляло собой такое смешение традиционного и нового. Для этой эпохи наиболее характерны широкое распространение фигуративного стиля, пристрастие к изображению животных, богов и религиозных символов, общая усложненность форм и декора. Именно позднеегипетское искусство иполучило распространение в эллинистическом и римском мире, проникнув туда вместе с египетскими культами. В Риме наряду с изделиями египетского происхождения были популярны произведения в египетском стиле, которые либо предназначались для религиозных обрядов смешанных культов, либо выражали идею величия царской власти, либо просто служили для украшения жилищ и садов.

С падением Рима и утверждением христианства и ислама Древний Египет превратился в неизведанную, таинственную и сказочную страну. Таким он оставался вплоть до эпохи Возрождения, когда началось его новое открытие. Но в ту пору ученых прежде всего захватила идея связать христианское вероучение с древнеегипетской мудростью и магией. Кроме того, нужно учитывать, что основным источником знаний о Древнем Египте в те времена были предметы и изделия, обнаруженные в Италии, главным образом в Риме, - причем не только египетского происхождения, но и стилизованные. Однако, исследуя первые, врядли можно было составить более или менее полное представление о Древнем Египте в целом, вторые же вообще являли собой весьма пеструю картину с точки зрения канонов древнеегипетского искусства.

Одной из наиболее важных находок такого рода была Mensa Isiaca, относящаяся к римской эпохе. Свое название она получила потому, что ее форма напоминает столешницу (по-итальянски - mensa), а иконография связана с культом Исиды. Выполненное из бронзы и серебра, это изделие украшено изображениями египетских богов и их символов, а также иероглифами, значение которых не совсем понятно. Наряду с такими скульптурами, как, например, статуя Антиноя, любимца императора Адриана (найдена в Тиволи в1740г.), Mensa Isiaca, созданная в классическом египетском стиле во II в., стала источником вдохновения для художников эпохи Возрождения. Подобные произведения довольно долго оставались образцом и сыграли известную роль в египтологии и искусстве западных стран. Однако в XVII и особенно в XVIII в. интерес к Древнему Египту и объем более достоверных знаний о нем значительно возросли. Это увлечение обусловливалось и некоторыми факторами ненаучного характера распространением масонства, развитием концепции возвышающей роли искусства (способностью его вызывать такие чувства, как изумление и благоговение), а также нарождающимся стремлением к величию, простоте форм и массивности объемов, свойственным классицизму.

Именно эти идеи легли в основу планов «реконструкции» египетских храмов французского художника и проектировщика Луи-Франсуа Касса (рисунки его опубликованы в 1799 г.) и вдохновили таких архитекторов, как Этьен-Луи Булле (1728-1799), на создание проектов гигантских монументов в египетском духе. Неменее значительными, хотя и совсем в ином ключе, были эскизы экстравагантных интерьеров и каминов в египетском стиле итальянского гравера и архитектора Джованни Баттисты Пиранези, опубликованные в 1769 г. Основываясь в значительной степени на традициях позднеегипетского, атакже стилизованного позднего искусства римской эпохи, автор сделал значительный шаг в направлении создания гармоничного, полностью египетского стиля, не ограничивающегося использованием лишь отдельных его элементов. Пиранези одним из первых оценил декоративное достоинство египетского искусства, в котором его предшественники видели лишь величие и таинственность. Итак, накануне наполеоновского похода (1798-1801) Европа уже достаточно прониклась египетским духом. И всеже именно эта экспедиция вызвала взрыв интереса, который с тех пор уже никогда не затухал.

Поход Наполеона положил начало и новому археологическому открытию Египта, что позволило ученым с большей точностью воссоздать его историю, глубже понять и оценить египетское искусство различных эпох. Одновременно становилась более точной и стилизация, ставшая столь модной в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре и сценографии. Конечно, все это пришло несразу, свидетельство тому - хотя бы история создания «египетского фонтана», открытого в 1808 г. на улице Севр в Париже: центральная фигура скульптурной композиции во многом напоминает статую Антиноя. Это говорит о том, что вновь открытые образцы более ранних периодов египетского искусства не вытеснили уже известные произведения, относящиеся к позднейшим временам, а встали в один ряд сними. А воссоздание целостного и максимально точного облика древних цивилизаций - дело ученых, а не художников.

ВXXв. дальнейшему расширению знаний о Древнем Египте, более глубокой оценке его искусства способствовал ряд факторов. Ких числу можно отнести археологические раскопки и выставки египетского искусства (например, сокровища гробницы Тутанхамона); развитие туризма имассового образования; рост интереса западной публики к искусству других регионов. Как и в XIX в., египетские мотивы продолжали вдохновлять архитекторов и художников, которые, однако, не рабски копировали известные образцы, а творчески их переосмысливали.

На Западе вызывают интерес и другие, более экзотические (подчас вымышленные) черты египетской цивилизации. Еще в XIX в., до начала эры коммерческого кинематографа, в пьесах, операх (например, «Аида»), исторических и фантастических романах звучала египетская тема. Поэтому широкая публика задолго до сенсационных сообщений о« проклятии гробницы Тутанхамона» составила довольно своеобразное представление об этой культуре. Этому содействовали также реклама, оформление упаковки различных товаров (сигарет, косметики).

С появлением кинематографа к египетской теме приобщились голливудские и другие киностудии, старавшиеся привлечь как можно больше зрителей, но при этом далеко не всегда заботившиеся об исторической или художественной достоверности. Немалый вклад в формирование массовых представлений о Древнем Египте (причем далеко не всегда верных) вносят также телевидение, американские комиксы (рассчитанные не только на детей) и более утонченные французские издания того же плана, в которых поразительно точные рисунки современного Египта и древних памятников нередко соседствуют с вымыслом.

Наконец, средства массовой информации, следуя традиции, зародившейся в XVIII-XIX вв. и продолженной Голливудом, время от времени обращаются к старым и новым мифам о египетских «тайнах и загадках»: о связи Египта с Атлантидой, о пришельцах из космоса, о« магической силе пирамид».

Одним из последних примеров тому - рекламный плакат и конверт для пластинки «Powerslave», записанной поп-группой «Айрон Мэйдн». Изображение на них напоминает храмы Абу-Симбела, хорошо знакомые публике по организованной ЮНЕСКО кампании спасения памятников Нубии. Но это не реальный Абу-Симбел, а стилизация, в основе которой лежит романтическое восприятие Древнего Египта, сложившееся сегодня в массовом сознании.

Из всего сказанного ясно одно: хотя история и искусство Древнего Египта сегодня все глубже изучаются, страна фараонов, где, по словам древнегреческого историка Геродота, «неописуемых памятников больше, чем где бы то ни было на земле», по-прежнему остается источником чудес и фантазий, мало связанных с затерявшейся в веках истиной.




Читайте:


История Древнего Египта:

Превращение в бога

Превращение в бога

Рамсес II понимал, что рассчитывать на прочность династии сможет лишь в том случае, если сам придаст ей божественное в...

Наука Древнего Египта

Наука Древнего Египта

Египтологи не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, обладали ли древние египтяне математическими знаниями, ср...

Объединение Египта

Объединение Египта

Не будет преувеличением сказать, что история Египта начинается со времени возникновения первых письменных документов. ...

Древний Египет и его границы

Древний Египет и его границы

Границы Древнего Египта резко очерчены самой природой: южным егопределом были труднопроходимые первые нильские пороги,...

    Про отели:

    Личный рейтинг отелей Хургады
    Египет: про отель и обслуживание
    Каталог отелей Египта
    Отели в Египте

      Впечатления:

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Что посетить в Каире

      Конечно же, Египет прославлен пирамидами. Но пирамиды – это всё ещё не Египет....

      Древние находки:

      Великая ересь

      Великая ересь

      Арабы называют его Бибан-эль-Молюк — Долина царей. Это узкое ущелье в западном скальном уступе, на...

      Обстоятельства, вызывающие недоумения

      Обстоятельства, вызывающие недоумения

      До сих пор никто не взял на себя труд внимательно изучить весьма странные обстоятельства, сопровож...

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Эль-Гуна - миражи любви

      Эль-Гуна - миражи любви

      Этому кусочку Аравийской пустыни - прихотью египетского семейства Савирас - определено стать самым...

      Египет.Луксор - Хургада

      Египет.Луксор - Хургада

      Дорога туда. Как я уже говорил, это была рабочая поездка. Чартер Киев-Хургада отлетал в 6-00, поэ...

      Достопримечательности:

      Скоро в Каире появится новое чудо света

      Скоро в Каире появится новое чудо света

      В недалеком будущем Каир – столица Египта – намерена покорить сердца мировой общественности новым ...

      Храм Сети I (Temple of Seti I)

      Храм Сети I (Temple of Seti I)

      В северном конце Фиванского некрополя находится Храм Сети I (Temple of Seti I). Сети I (1294-1279 ...

      Курорты:

      Виндсерфинг в Эль Туре

      Виндсерфинг в Эль Туре

      Особенности виндсерфинга в Эль Туре Эль Тур расположен в 80 км от популярного курортного места ...

      Каир: Город трех культур

      Каир: Город трех культур

      По египетским меркам времени Каир - город совсем молодой, ему чуть больше тысячи лет. Правда, стар...

      Древний Египет:

      Селевкиды против эллинистического Египта

      Селевкиды против эллинистического Египта

      Из всех переигранных мной доныне сражений, наибольшую радость я пока получил от битвы при Рафии. О...

      Раскопки мумий

      Раскопки мумий

      Автор стряхивает пыль 2000 лет с позолоченных масок трех мумий. Я начал работу в первой гробниц...