1

Египет

>> Главная / История Египта / Раскопки Египта

A+ R A-


Раскопки Египта

раскопки египта

Развитию у египтян чувства национальной гордости, лежащего в основе любого национально-освободительного движения, в какой-то мере способствовали археологи. Раскопки памятников Древнего Египта стали источником вдохновения и для художников нового времени. Так, например, скульптура «Пробуждение Египта» Махмуда Мохтара (1891-1934) несет некий отголосок искусства эпохи фараонов, а современный писатель Нагиб Махфуз всвоих аллегорических романах использует эпизоды из истории Древнего Египта.

Обращение к мотивам древнейшей истории имело место еще в начале Нового царства (16в. дон.э.), когда правители Египта изгнали кочевые племена гиксосов, этих «царей-пастухов с Востока», и вновь объединили страну под своей властью. Считая себя наследниками фараонов Среднего царства (конец21 - начало 20в. дон.э.), объединивших страну после падения Древнего царства, они подчеркивали свою связь с предками, сохраненную с помощью религии иискусства. Фактически так оно и было: хотя древнеегипетская цивилизация и допускала художественные новшества, она в тоже время в значительной степени опиралась на традицию, что обеспечивало поразительную преемственность, поскольку прошлое всегда оставалось образцом для настоящего.

Это помогает понять, почему искусство Египта 4в. дон.э. иболее поздней эпохи, когда в стране царствовали XXIX и XXX династии (399-343дон.э.), представляло собой такое смешение традиционного и нового. Для этой эпохи наиболее характерны широкое распространение фигуративного стиля, пристрастие к изображению животных, богов и религиозных символов, общая усложненность форм и декора. Именно позднеегипетское искусство иполучило распространение в эллинистическом и римском мире, проникнув туда вместе с египетскими культами. В Риме наряду с изделиями египетского происхождения были популярны произведения в египетском стиле, которые либо предназначались для религиозных обрядов смешанных культов, либо выражали идею величия царской власти, либо просто служили для украшения жилищ и садов.

С падением Рима и утверждением христианства и ислама Древний Египет превратился в неизведанную, таинственную и сказочную страну. Таким он оставался вплоть до эпохи Возрождения, когда началось его новое открытие. Но в ту пору ученых прежде всего захватила идея связать христианское вероучение с древнеегипетской мудростью и магией. Кроме того, нужно учитывать, что основным источником знаний о Древнем Египте в те времена были предметы и изделия, обнаруженные в Италии, главным образом в Риме, - причем не только египетского происхождения, но и стилизованные. Однако, исследуя первые, врядли можно было составить более или менее полное представление о Древнем Египте в целом, вторые же вообще являли собой весьма пеструю картину с точки зрения канонов древнеегипетского искусства.

Одной из наиболее важных находок такого рода была Mensa Isiaca, относящаяся к римской эпохе. Свое название она получила потому, что ее форма напоминает столешницу (по-итальянски - mensa), а иконография связана с культом Исиды. Выполненное из бронзы и серебра, это изделие украшено изображениями египетских богов и их символов, а также иероглифами, значение которых не совсем понятно. Наряду с такими скульптурами, как, например, статуя Антиноя, любимца императора Адриана (найдена в Тиволи в1740г.), Mensa Isiaca, созданная в классическом египетском стиле во II в., стала источником вдохновения для художников эпохи Возрождения. Подобные произведения довольно долго оставались образцом и сыграли известную роль в египтологии и искусстве западных стран. Однако в XVII и особенно в XVIII в. интерес к Древнему Египту и объем более достоверных знаний о нем значительно возросли. Это увлечение обусловливалось и некоторыми факторами ненаучного характера распространением масонства, развитием концепции возвышающей роли искусства (способностью его вызывать такие чувства, как изумление и благоговение), а также нарождающимся стремлением к величию, простоте форм и массивности объемов, свойственным классицизму.

Именно эти идеи легли в основу планов «реконструкции» египетских храмов французского художника и проектировщика Луи-Франсуа Касса (рисунки его опубликованы в 1799 г.) и вдохновили таких архитекторов, как Этьен-Луи Булле (1728-1799), на создание проектов гигантских монументов в египетском духе. Неменее значительными, хотя и совсем в ином ключе, были эскизы экстравагантных интерьеров и каминов в египетском стиле итальянского гравера и архитектора Джованни Баттисты Пиранези, опубликованные в 1769 г. Основываясь в значительной степени на традициях позднеегипетского, атакже стилизованного позднего искусства римской эпохи, автор сделал значительный шаг в направлении создания гармоничного, полностью египетского стиля, не ограничивающегося использованием лишь отдельных его элементов. Пиранези одним из первых оценил декоративное достоинство египетского искусства, в котором его предшественники видели лишь величие и таинственность. Итак, накануне наполеоновского похода (1798-1801) Европа уже достаточно прониклась египетским духом. И всеже именно эта экспедиция вызвала взрыв интереса, который с тех пор уже никогда не затухал.

Поход Наполеона положил начало и новому археологическому открытию Египта, что позволило ученым с большей точностью воссоздать его историю, глубже понять и оценить египетское искусство различных эпох. Одновременно становилась более точной и стилизация, ставшая столь модной в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре и сценографии. Конечно, все это пришло несразу, свидетельство тому - хотя бы история создания «египетского фонтана», открытого в 1808 г. на улице Севр в Париже: центральная фигура скульптурной композиции во многом напоминает статую Антиноя. Это говорит о том, что вновь открытые образцы более ранних периодов египетского искусства не вытеснили уже известные произведения, относящиеся к позднейшим временам, а встали в один ряд сними. А воссоздание целостного и максимально точного облика древних цивилизаций - дело ученых, а не художников.

ВXXв. дальнейшему расширению знаний о Древнем Египте, более глубокой оценке его искусства способствовал ряд факторов. Ких числу можно отнести археологические раскопки и выставки египетского искусства (например, сокровища гробницы Тутанхамона); развитие туризма имассового образования; рост интереса западной публики к искусству других регионов. Как и в XIX в., египетские мотивы продолжали вдохновлять архитекторов и художников, которые, однако, не рабски копировали известные образцы, а творчески их переосмысливали.

На Западе вызывают интерес и другие, более экзотические (подчас вымышленные) черты египетской цивилизации. Еще в XIX в., до начала эры коммерческого кинематографа, в пьесах, операх (например, «Аида»), исторических и фантастических романах звучала египетская тема. Поэтому широкая публика задолго до сенсационных сообщений о« проклятии гробницы Тутанхамона» составила довольно своеобразное представление об этой культуре. Этому содействовали также реклама, оформление упаковки различных товаров (сигарет, косметики).

С появлением кинематографа к египетской теме приобщились голливудские и другие киностудии, старавшиеся привлечь как можно больше зрителей, но при этом далеко не всегда заботившиеся об исторической или художественной достоверности. Немалый вклад в формирование массовых представлений о Древнем Египте (причем далеко не всегда верных) вносят также телевидение, американские комиксы (рассчитанные не только на детей) и более утонченные французские издания того же плана, в которых поразительно точные рисунки современного Египта и древних памятников нередко соседствуют с вымыслом.

Наконец, средства массовой информации, следуя традиции, зародившейся в XVIII-XIX вв. и продолженной Голливудом, время от времени обращаются к старым и новым мифам о египетских «тайнах и загадках»: о связи Египта с Атлантидой, о пришельцах из космоса, о« магической силе пирамид».

Одним из последних примеров тому - рекламный плакат и конверт для пластинки «Powerslave», записанной поп-группой «Айрон Мэйдн». Изображение на них напоминает храмы Абу-Симбела, хорошо знакомые публике по организованной ЮНЕСКО кампании спасения памятников Нубии. Но это не реальный Абу-Симбел, а стилизация, в основе которой лежит романтическое восприятие Древнего Египта, сложившееся сегодня в массовом сознании.

Из всего сказанного ясно одно: хотя история и искусство Древнего Египта сегодня все глубже изучаются, страна фараонов, где, по словам древнегреческого историка Геродота, «неописуемых памятников больше, чем где бы то ни было на земле», по-прежнему остается источником чудес и фантазий, мало связанных с затерявшейся в веках истиной.




Читайте:


История Древнего Египта:

Вечная мудрость Древнего Египта

Вечная мудрость Древнего Египта

Построены были двери и дома, Но они разрушились, Жрецы заупокойных служб исчезли, Их памятники покрылись пылью, Гр...

Египтяне о жизни и смерти

Египтяне о жизни и смерти

Для египтян жизни и смерти в нашем понимании не существовало. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформиру...

Великие владыки Египта

Великие владыки Египта

Фараон XIX династии Сети I воздвиг в Абидосе удивительный по красоте храм. На одной из стен царской галереи и по сей д...

Боги Древнего Египта

Боги Древнего Египта

Основателем всего божественного и живого в религии Египта провозглашен Бог Атум. Как свидетельствует легенда, он был я...

    Про отели:

    Элитные отели - VIP отдых
    Отзыв о поездке. Шарм Эль Шейхе, отель Helnan Marina 4
    Отели Египта
    Туристы об отелях

      Впечатления:

      Древнеегипетский картуш

      Очень интересно рассказывал экскурсовод про картуши. Картуш (само слово францу...

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Древние находки:

      Рождение и предсказание судьбы

      Рождение и предсказание судьбы

      Когда новорожденный появляется на свет и издаёт свой первый крик, к его колыбели спешит богиня Мес...

      «Последний приют фараонов»

      «Последний приют фараонов»

      Когда президент Египта Анвар Садат впервые посетил Каирский археологический музей - самый крупный ...

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Смешное в Desert Rose и мошенничество  Пегаса

      Смешное в Desert Rose и мошенничество Пегаса

      Сам отель очень понравился. Территория очень большая, красивая, везде газоны, цветы, различные ...

      Коммунизм в Египете

      Коммунизм в Египете

      Самое популярное направление пляжного отдыха для россиян - сие, конечно, Египет. актив такого отпу...

      Достопримечательности:

      Египет - экскурсии в Долину Царей

      Египет - экскурсии в Долину Царей

      В Египте разработан новый план по сохранению от разрушения гробниц знаменитой Долины Царей, распол...

      Гробницы Знати (Tombs of the Nobles)

      Гробницы Знати (Tombs of the Nobles)

      В высоких утесах напротив Асуана, чуть севернее Острова Китченера, находятся Гробницы Знати (Tombs...

      Курорты:

      Город пляж, Шарм эль Шейх

      Город пляж, Шарм эль Шейх

      В этой статье рассказывается о Шарм-эль-Шейхе, прекрасном египетском курорте, привлекающем к себе ...

      Порт Саид

      Порт Саид

      Порт-Саид — город, по египетским меркам, совсем юный. Расположенный в 200 км северо-восточнее стол...

      Древний Египет:

      Вернемся к чертежной доске

      Вернемся к чертежной доске

      Рано или поздно большинство историков поддаются искушению открыть в истории ее причины. Мы имели с...

      Судьба его — Египет

      Судьба его — Египет

      1 февраля 1821 года в доме № 4 по улице Баланс во французском городе Булонь появился на свет мальч...