1

Египет

>> Главная / История Египта / Чудеса техники в стране пирамид

A+ R A-


Чудеса техники в стране пирамид

чудеса техники в стране пирамид

Всякий, кому хоть однажды доводилось видеть пирамиды, невольно задумывался над тем, как же были построены эти грандиозные сооружения, как перевозились огромные камни, какими техническими и математическими знаниями обладали древние египтяне и какими инструментами они пользовались.

Те же вопросы возникают при взгляде на обелиски Луксора, Гипостиль в Карнаке и особенно на колоссы Мемнона, сооруженные из каменных глыб, вырубленных в каменоломнях к северо-востоку от Каира и доставленных за 700 км. в Фивы.

В Древнем Египте технические и научные знания не являлись самостоятельными предметами, а входили в общее образование писцов, служивших местному правителю или фараону. Образование начиналось с овладения искусством чтения и письма при помощи литературных текстов. Кроме того, изучались папирусы, содержащие труды по математике и технике; правда, их до нас дошло гораздо меньше, чем литературных памятников.

С древних времен ремесленники составляли семейные гильдии: есть свидетельства, что в додинастическом Египте существовало, например, высокоразвитое гончарное дело, изготовляли каменные инструменты, керамику, изделия из металла. Золотые копи Восточной пустыни и залежи меди на Синайском полуострове, вероятно, разрабатывали еще в доисторические времена, а в пустынях на юго-востоке искали драгоценные камни. Позднее египтяне начали добывать редкий по твердости камень, причем каменоломни часто находились на значительном расстоянии от долины Нила. Во времена Древнего царства (3-е тысячелетие до н.э.) усовершенствовалась обработка камня, появились барельефы и скульптура; вершиной этого искусства - стало создание первых колоссов: сфинкса в Гизе и статуй V династии

Каждый год разлив Нила стирал границы полей и их приходилось постоянно заново межевать, что способствовало развитию счета. С помощью ниломеров на юге, на острове Элефантина, и на севере, близ Мемфиса, фиксировались подъем воды и ежегодная высота затопления: ведь уровень воды определял размеры подоходного налога с разных категорий обрабатываемых земель, особенно с плантаций на высоких участках. Наблюдения за разливами Нила и выявление их связи с астрономическими феноменами привели к изобретению календаря, основанного на смене времен года, что было большим достижением по сравнению с прежним лунным календарем. Знания,полученные при обработке земли и изучении звездного неба, легли в основу будущей теории монументальной архитектуры Древнего царства.

Нил был главной артерией страны. По реке плавали лодки и баржи, рукава дельты использовались как средства сообщения: связывавшие их каналы соединяли прибрежные поселения. По каналам из одного храма в другой переправляли тяжелые грузы, а более легкие, например мешки с зерном, перевозили по суше на ослах, а уж потом по воде. Колеса, вошедшие в обиход в период Нового царства (1550-1070 дон.э.), ставились только на военные повозки и колесницы, и хотя знать пользовалась последними для развлекательных прогулок, они все-таки не были распространенным средством передвижения. В Древнем царстве высокопоставленные сановники, отправляясь на короткие расстояния, пользовались носилками, дальние же путешествия предпочитали совершать по воде.

В Гизе, к югу от пирамиды Хеопса, при раскопках обнаружена царская ладья длиной около 44 м. Она была оснащена пятью парами весел, шестая заменяла руль. Следы износа говорят о том, что судно действительно спускали на воду. Скорее всего на нем плавали только в ближайшие города, располагавшиеся в дельте реки, потому что суда, предназначенные для более длительных плаваний, обычно оснащались еще и съемными мачтами. При путешествии на юг паруса наполнял северный ветер, если же курс держали на север, мачту убирали и шли на веслах. Есть свидетельства, что еще во времена I династии (ок. 3000 до н.э.) египтяне доплывали по морю до Финикийского побережья, а к правлению V династии относится множество изображений одномачтовых судов, идущих с товаром из Сирии. Тяжелые грузы перевозили на специальных баржах. Так,на южной стене у входа в погребальный храм Уны (ок. 2356-2323 до н.э.), последнего царя V династии, запечатлена перевозка пальмовидных колонн, уложенных на полозья. На южном портике нижней террасы храма царицы Хатшепсут (ок.1503-1482 до н.э.) в Дейр-эль-Бахари изображена баржа, везущая два обвязанных канатами обелиска, причем заостренный конец одного повернут к корме, а другого - к носу. Баржу тянет флотилия из двадцати семи лодок, впереди которой идет судно-лоцман.

Для перевозки северного колосса Мемнона весом 800т. гениальный архитектор Аменофис, сын Хапу, жрец храма в Луксоре и погребального храма Аменофиса III неподалеку от Фив, построил особое судно (ок.1350 дон.э.), которое назвал «Кораблем восьми» (по-видимому, это означало, что оно было в восемь раз больше обычной баржи). Самым сложным, вероятно, было погрузить мегалит на судно и выгрузить его в Фивах. Нам известно, что обелиски катили по скатам до специально вырытого канала, соединявшего каменоломню с Нилом. Возможно, таким же способом перевезли и колосс Мемнона. Баржа, груженная для балласта камнем или кирпичом, ждала у берега. Обелиск или колосс поднимали на борт и закрепляли в горизонтальном положении на полозьях, затем балласт выгружали, баржа всплывала и ее можно было отправлять по реке.

На небольшие расстояния грузы весом до 60 т. перевозили на полозьях по гладкой дороге. На гробнице монарха Джхутихетепа в Берше запечатлена такая перевозка статуи правителя, которая, судя по сохранившимся надписям, достигала тринадцати локтей в высоту и весила около 60 т. На изображении уложенный на полозья и закрепленный веревками гипсовый колосс тянут 172 человека, выстроенные по четыре в ряд. У подножия статуи рабочий поливает водойиз кувшина дорогу перед полозьями, чтобы они легче скользили.

По-видимому, обелиски спускали на прочных канатах по пандусу, построенному из необожженного кирпича и песка, к квадратной опалубке, также заполненной песком. Пока обелиск удерживался канатами в наклонном положении, рабочие выгребали излишек песка из опалубки или он сам высыпался сквозь щели в стенках. При установке обелиска на основание важно было не повредить его края. Кроме того, из-за своего огромного веса он мог встать не вровень с краями постамента, что,очевидно, и случилось с обелиском Тутмоса III в Карнаке, хотя на глаз это почти незаметно И все же самыми поразительными были достижения египтян в области создания монументальных сооружений. Еще во времена II династии (ок. 2770-2649 до н.э.) египетскиепирамиды. Строительство ее продолжалось 30 лет. На примере этой пирамиды можно проследить, как египетские архитекторы за одно поколение овладели новым строительным материалом.

На первой стадии строительства ступенчатой мастабы кладка камня ничем не отличалась от кирпичной. Обтесанные в форме гигантских кирпичей глыбы укладывали в горизонтальные ряды и скрепляли раствором из сырой глины. Однако на втором этапе техника изменилась, что позволило перейти от строительства ступенчатой мастабы к сооружению ступенчатой пирамиды. Масса каменных глыб возросла до полутонны, и укладывались они таким образом, что угол наклона по отношению к центру сооружения составлял 18°, а угол наклона внешней поверхности камня - 72° (именно таким он должен быть на завершающем этапе строительства пирамиды).

Использование более массивных каменных глыб и наклонное расположение их рядов было гениальным изобретением, которое значительно сокращало время и облегчало труд каменотесов, поскольку отпала необходимость стесывать внешнюю поверхность отделочных плит и легче было получить необходимый угол наклона. Эта техника применялась до тех пор, пока, уже при следующей династии, пирамида не обрела законченной формы. Увеличение наклона до 45°-54° вновь потребовало горизонтальной укладки плит и обработки их внешней поверхности.

Сооружение пирамид ставило перед государством множество административно-хозяйственных проблем. Нужно было найти огромное число рабочих, организовать разведку и разработку карьеров, регулярную доставку каменных глыб к месту их обработки и хранения, обучить каменотесов, строительных рабочих, специалистов по перевозке, архитекторов и мастеров. Все это было возможно только при наличии четко отлаженной административной системы.

За время, прошедшее с момента завершения ступенчатой пирамиды царя Джосера до начала возведения Великой пирамиды в Гизе (ок. 2550 до н.э.), которую причисляют к семи чудесам света, познания египтян в технике и геометрии значительно возросли. Ориентация египетских гробниц отличается необычайной точностью: отклонение ступенчатой пирамиды составляет в среднем 3°, а отклонение Великой пирамиды Хеопса - не более 3'6 . Идеальная ориентация на предварительно снивелированном участке достигалась путем привязки фиксированной точки северной стороны будущей пирамиды к полярным звездам. Для этого пользовались маркетом - уровнем с отвесом - и беем - визирной дощечкойархитекторы использовали сводчатые конструкции в надстройках гробниц и,по-видимому, в жилых зданиях, которые, к сожалению, не сохранились.




Читайте:


История Древнего Египта:

Заупокойный культ

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека суще...

Условия природы в Древнем Египте

Условия природы в Древнем Египте

В древности человек еще не отгородился от окружающей его природы стенами многоэтажек, самолетами и машинами, потому ус...

Древний Египет — врата вечности

Древний Египет — врата вечности

Существуют два типа людей: туристы и путешественники. Во все времена стремились они из одного места в другое, но совер...

Жизнь и смерть

Жизнь и смерть

Для египтян жизни и смерти в нашем понимании не существовало. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформиру...

    Про отели:

    Выбор отеля
    Отели Египта
    Туристы об отелях
    Курорты и отели Египта

      Впечатления:

      Древнеегипетский картуш

      Очень интересно рассказывал экскурсовод про картуши. Картуш (само слово францу...

      Египет – удивительная страна. Посетите её

      Пишу отзыв о поездке в Марса-Алам, так как когда собирались ехать мало что наш...

      Парфюмерия, эфирные масла Египта и их использование

      Многие туристки, приезжающие в Египет, не проходят мимо магазинов с парфюмерны...

      Монастырь Святой Екатерины и Гора Синай

      Для трех религий мира Синай священное место: именно тут, в глубине полуострова...

      Древние находки:

      Каменные горы

      Каменные горы

      Великий визирь Хемиун, любимец Гора Хуфу, которого греки называли фараоном Хеопсом, был однажды ут...

      Дом золотой богини

      Дом золотой богини

      ... Отдохнув немного, паломник припал грудью к земле и долго молился

      Яндекс.Погода

      Отзывы туристов:

      Уважаемый человек

      Уважаемый человек

      Отдельная тема - египетская медицина. Доктор в Египте представитель сливок общества. Он образован ...

      Сафага, Хургада, Шарм-эль-Шейх - сравнение

      Сафага, Хургада, Шарм-эль-Шейх - сравнение

      Какие ассоциации возникают у вас со словом Египет? У меня - это солнце, Красное море, кораллы, пус...

      Достопримечательности:

      Храм Рамессеум (Ramesseum)

      Храм Рамессеум (Ramesseum)

      Храм Рамессеум (Ramesseum) – поминальный храм фараона Рамзеса II, который был предназначен для тог...

      Исторические достопримечательности и курорты

      Исторические достопримечательности и курорты

      Сосредоточенные в долине Нила и в благодатных оазисах уникальные творения рук человеческих с ...

      Курорты:

      Хургада: между морем и пустыней

      Хургада: между морем и пустыней

      Хургада - это полоска земли между морем и пустыней. Лет пятнадцать назад слово турист там почти ...

      Шарм-эль-Шейх на Синае

      Шарм-эль-Шейх на Синае

      Находится, как и Дахаб, не на африканском берегу Египта, а на Синайском полуострове. Пожалуй, самы...

      Древний Египет:

      Крестьяне и бедуины

      Крестьяне и бедуины

      Широкая улица в левобережной части Большого Каира превратилась в двухэтажную, чтобы дать простор с...

      Тайны последнего чуда

      Тайны последнего чуда

      Было на свете семь великих чудес - осталось одно единственное, зато какое! Все прочие от стихий ли...